Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Идеи Казавтожола выглядят экономически сомнительно

Казавтожол начал применять новый асфальт, который объявлен супер-решением всех проблем. Но насколько заявления об инновационности венгерского асфальта верны?

Идеи Казавтожола выглядят экономически сомнительно

Национальный оператор автомобильных дорог республиканского значения АО "НК "Казавтожол" проводит испытания так называемой "технологии моментального ямочного ремонта дорог" с использованием венгерской асфальтовой смеси Rapidaszfalt. Таким громким заявлением пополнились на днях новостные ленты Казахстана. Агентство VRKNews.kz пробует пролить свет на то, насколько инновационной является технология холодного асфальта в условиях Казахстана.

Как сообщили в пресс-службе дорожного оператора, в рамках текущего дорожно-строительного сезона на участке республиканской трассы "Нур-Султан — Коргалжын" уже начата апробация холодной асфальтовой смеси "RapidAszfalt" (производство Венгрия), которая применяется при ямочном ремонте дорожного покрытия на участке республиканской трассы Р-2 "Нур-Султан — Коргалжын". Правда несколько месяцев ранее

По их словам, "преимуществом технологии является то, что её можно использовать без каких-либо подготовительных работ, подогрева и добавок". 

"При использовании холодной смеси не требуется спецтехника, достаточно ручной трамбовки и вибро-машины. Rapidaszfalt обладает водоотталкивающим эффектом и сохраняет свойства в температурном диапазоне от -20 до +50 градусов, что позволяет использовать его в дождливую и снежную погоду. Технология имеет моментальное свойство затвердевания при уплотнении, благодаря которому отремонтированный участок можно использовать сразу. При условии успешной апробации планируется внедрить данную технологию в дорожно-строительному отрасль", — радостно рапортуют в пресс-службе дорожного оператора.

Что такое холодный асфальт со времён СССР

Итак, насколько венгерская технология является инновационной, иными словами новой, для дорожной отрасли Казахстана?

Вопрос актуален, особенно если учесть, что главной особенностью, которой обладает холодный асфальт, является, по ГОСТу, возможность использовать его без предварительного разогрева, а также при отрицательной температуре воздуха. Впрочем, холодный асфальт имеет свои особенности, преимущества и недостатки, о чем мы подробно рассказываем ниже, позаимствовав его описания из тематических интернет-ресурсов.

Чем холодный асфальт отличается от горячего

Ключевое отличие холодной асфальтовой смеси кроется в особенности ее состава. В нем присутствуют растворители, за счет чего битум разжижается не от температуры, а от испарения углеводородов. Кроме того, холодный асфальт включает в себя щебень только небольших фракций, с гранеными сторонами. За счет этого достигается высокое уплотнение асфальта естественным путем.Эти и другие особенности холодного асфальтобетона позволяют использовать его при низких температурах и без нагревания. Ниже вы можете видеть сравнительную таблицу характеристик холодных и горячих асфальтовых смесей.

Холодный асфальт может эксплуатироваться при более низких температурах и с упрощенным процессом. Однако горячий асфальтобетон показывает более высокие эксплуатационные характеристики.

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Главным преимуществом, которым обладает холодный асфальт, является именно возможность его укладки даже холодной зимой, что особенно актуально для нашего климата. Однако холодные асфальтовые смеси имеют еще ряд преимуществ, в сравнении с горячими смесями.

Преимущества, которыми обладает холодный асфальт:

  • возможность применения при существенной минусовой температуре;
  • отсутствие необходимости в разогреве смеси;
  • для укладки холодного асфальтобетона часто не требуются специальные навыки;
  • холодный асфальт укладывается гораздо быстрее других составов;
  • нет необходимости в использовании крупной спецтехники;
  • процесс асфальтирования более безопасный, так как нет контакта с горячими материалами;
  • можно перевозить холодный асфальт даже в багажнике легкового автомобиля;
  • широкая доступность в удобных упаковках;
  • длительный срок хранения;

Однако холодный асфальт уступает в популярности горячему асфальтобетону по ряду причин. Некоторые из них актуальны лишь в том случае, если речь идет о дорожном строительстве.

Недостатки холодного асфальтобетона:

  • холодный асфальт более пористый и рыхлый;
  • эксплуатационные характеристики (твердость, прочность и прочее) уступают горячему асфальтобетону;
  • относительно короткий срок службы;
  • невозможно использовать как основной материал при строительстве дорог;
  • показатели влагоустойчивости более низкие, чем у горячей смеси;
  • цена холодного асфальта более высокая;

Несмотря на то, что список недостатков достаточно короткий, ключевыми показателями для асфальтобетона являются эксплуатационные характеристики. Именно поэтому холодный асфальт используют только в некоторых ситуациях, при которых невозможно или неоправданно использование горячих смесей.

Где и для чего используется холодный асфальт

Чаще всего холодный асфальт применяется при локальной укладке/ ремонте либо при асфальтировании территорий, где не предполагается высокая нагрузка:

  • ямочный ремонт асфальта (особенно при низких температурах);
  • срочный локальный ремонт дорожного полотна;
  • асфальтирование садовых тропинок;
  • асфальтирование придомовых территорий;
  • строительство подъездных путей к частному дому;
  • восстановление полотна при установке водостоков;
  • устройство канализационных люков;

Кроме того, что холодный асфальт идеально подходит для срочного ямочного ремонта в холодную погоду, он также является удобным материалом для самостоятельного асфальтирования.Так как холодный асфальт не нуждается в нагревательном оборудовании, крупной дорожной технике, а его укладку можно произвести без специальных навыков, данный материал часто используется при асфальтировании дорожек и площадок на загородных участках.Учитывая то, что в таких местах на покрытие не будет оказываться существенной нагрузки, срок службы холодного асфальта будет достаточно длительным. Также материал отлично подходит для строительства тротуаров, однако из-за его стоимости дорожниками чаще используется горячий асфальтобетон.

Очковтирательство в пользу акимов?

Итак, что мы видим? 

Во-первых, технология холодного асфальта совершенно не нова, какими бы маркетинговыми ухищрениями со стороны производителей это дело не обставлялось. Иными словами, какой-то особой инновацией тут не пахнет, разве что растворитель битума применяется отличный от казахстанских и российских аналогов, вот и вся разница. 

Во-вторых, 18 мая Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК провел онлайн-совещание, в ходе которого была представлена система оценки качества автодорог, на основе которой будет измеряться рейтинг акиматов страны. В совещании приняли участие представители РГП "Национальный центр качества дорожных активов", созданного весной 2019 года, а также акиматов городов республиканского значения и областей. Разработанная методика предназначена для определения эффективности мер, принимаемых акиматами столицы, городов республиканского значения, областей и районов по улучшению качества местных дорог. Одновременно с этим в Комитете дали понять, что формирование рейтинга акиматов, в первую очередь, будет основываться на результатах опроса пользователей автодорог.

Причём, удовлетворенность качеством дорог и мерами по устранению недочетов планируется определять посредством мониторинга соцсетей. Рейтинг также будет учитывать негативные материалы, опубликованные в СМИ. Кроме того, оценка будет присваиваться и по результатам экспертизы качества материалов и работ, проводимых на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов.

Интересно, что важным критерием в этом рейтинге является применение новых технологий строительства и современных дорожно-строительных материалов. Рейтинг по методике будет формироваться два раза в год — по итогам первого и второго полугодия. По результатам будут выявлены регионы с лучшими и худшими показателями. 

Отсюда возникают разного рода невесёлые мысли. В самом деле, как-то подозрительно выглядит вся эта маркетинговая пиар-акция с холодным венгерским асфальтом в связке с рейтингами акиматов. Неужели всё это затевается для того, чтобы "быстро и эффективно" нужные "звёздочки нарисовать" в личных карточках акимов регионов и городов, а проблемы дорожной отрасли в целом тихой сапой посыпать песком времени — для маскировки?

Венгерский ноунейм и профанация дорожного строительства

Получается, что очень "вовремя" в арсенале Казавтожола появляется венгерский асфальт, который преподносится как супер-решение чуть ли не всех автодорожных проблем регионов. Он и инновационный, он и качественный, он и экономичный.

Так-то оно может и так. Однако, производство холодного асфальта имеется и в нашей стране, и в той же соседней России. Не менее качественное, а может и поболее эффективнее даже. Ведь качество холодного асфальта давно, еще в СССР было регламентировано ГОСТами, в составе своём этот вид асфальта имеет щебень (разных фракций), песок, битумное вяжущее вещество и растворитель со специальными пластифицирующими добавками. Разность в сортах этого асфальта образуется от разности марок этих компонентов. И качество зависит как от качества составляющих элементов, так и от пропорций, в которых их смешивают друг с другом. Например, песка должно быть ровно столько, чтобы он мог заполнить пространство между камешками щебня, но не больше и не меньше. Битума должно быть столько, чтобы он обмазывал тонким слоем каждый камешек щебня и каждую песчинку. Растворителя и добавок должно быть ровно столько, чтобы весь битум на камешках и песчинках мог прореагировать в четко определенный период времени и связать в единое целое весь холодный асфальт. Не соблюдение этих пропорций влечёт за собой нарушение физико-механических, прочностных характеристик асфальта.

Объявлять инновационным венгерское решение проблемы — это всё равно, что натягивать сову на глобус. Да, в какой-то степени оно возможно и инновационно, но вряд ли настолько, чтобы объявлять его чудо-решением проблем с раздолбанными дорогами Казахстана. Неясно как он может быть выгоден чисто экономически, если практически точно такой же холодный асфальт можно закупать у собственных производителей? 

Может, наши асфальтопроизводители (которых более десятка в каждой области можно насчитать), не соблюдают требования по качеству? Ну так наладьте жёсткий контроль за качеством поставок! Неужели это так трудно сделать? Или совсем уже специалистов инженеров-строителей не осталось толковых в Казавтожоле? Ну тогда просто работайте в паре с РГП "Национальный центр качества дорожных активов", у них есть специальные лаборатории по проверке качества, приучайте к этому местных поставщиков. Зачем тянуть обычные стройматериалы из-за далёкого зарубежья для ремонта дорог в национальных масштабах? Это же профанация всего дорожного строительства РК!

Ещё можно добавить, что, как уже упоминалось, холодный асфальт используют только в некоторых ситуациях, при которых невозможно или неоправданно использование горячих асфальтобетонных смесей. Отсюда вопрос: почему не применяют горячий асфальт, ведь он дает лучшее качество выполнения дорожных работ?

И да, чем же объясняется такой поистине общенациональный интерес к венгерскому производителю, который до этого был ничем не примечателен среди специалистов-дорожников СНГ?

Всё это вопросы, на которые вряд ли скоро ответят в Казавтожоле, но возможно, знают ответ в Комитете автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК? Возможно, кому-то очень выгодно и рейтинги поднять друзям-акимам "дёшево и сердито", и деньги государственные освоить под лейблом "инновационности". А что, два проблемных зайца одним асфальтным махом подстреливаются, верно? 

Открыть цифровое "личико Гульчатай"

Между тем, ещё в апреле в МИИР планировали сформировать перечень недобросовестных поставщиков услуг по ремонту и реконструкции дорог. Вдобавок было принято решение создать на базе действующих РГП "Национальный центр качества дорожных активов" и АО "КазДорНИИ" рабочую группу, которая будет заниматься вопросами отраслевой экспертизы до внесения проекта на рассмотрение РГП "Госэкспертиза". Также говорилось, что будет переформатирована работа Научного технического совета по вопросам рассмотрения проектных решений. И что будут усовершенствованы и нормативы, в которых будут отражены единые критерии к проектированию автодорог с учетом климатических зон и состояния грунтов с применением мирового опыта. 

Помимо этого будет введено обязательное требование по применению незамерзающего слоя в конструкциях дорожной одежды классификации битума по требованиям PG. По установленным нормам, марки битума распределяются по методу Performance Grade (PG). Поэтому требования PG очень важны для предотвращения образования трещин при высоких перепадах температур, так как основная причина образования дефектов зависит от применяемого битума. 

На совещании были рассмотрены причины недостаточной работы служб технического и авторского надзоров при реализации проектов. В связи с чем было поручено проведение следующих мер:

  1. В рамках законопроекта по вопросам транспорта учитывать солидарную ответственность авторов проектов и служб технического надзора за образование дефектов в течение гарантийных сроков.
  2. Включение инженеров проектов и инженеров по техническому надзору за строительством в круг субъектов коррупционных преступлений.

В то же время эксперты ждут от Казавтожола перечень недобросовестных поставщиков услуг и усиление работ по подготовке проектно-сметной документации по дорожному ремонту. И первым в этом списке может оказаться китайская компания CITIC Construction и её подрядчики, которые умудрились спроектировать трубчатый переход на трассе "Алматы-Усть-Каменогорск" таким образом, что недавно трубу смыло дождевым потоком — водопропускная труба оказалась с меньшим диаметром, чем требуется. И ведь это далеко не первый случай на трассах, когда возникают неожиданные проблемы с асфальтовым полотном.

Помимо этого, сильно затянулся процесс оформления исполнительной документации в электронный формат — систему "Е-Qurylys". Система "Е-Qurylys" предполагает участие государственных органов не только в процессе приемки построенных объектов, но и в процессе строительства объектов посредством онлайн-мониторинга и дистанционного контроля.

Цифровой глаз государства мог бы сделать прозрачным многие, если не все этапы строительных работ. "Е-Qurylys" выявляет также и квалификацию специалистов. После сдачи данные моментально формируются в автоматизированных реестрах. Это влияет на дальнейшее качество авторского и технического надзоров и минимизирует коррупционные риски в процессе получения аттестатов экспертов. Поэтому пора эту систему вводить тотально на всех видах строительства.

Одно только смущает. Эта система призвана быть, всё же открытой, публичной. А пока на её сайте доступ для общественности закрыт. Может, пора открыть "личико Гульчатай"? А там, глядишь, и экономически сомнительного венгерского ноу-хау уже не потребуется — за глаза хватит и местных ресурсов.

Идеи Казавтожола выглядят экономически сомнительно Идеи Казавтожола выглядят экономически сомнительно
Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Информационное агентство «VRK News». Свидетельство о регистрации СМИ №15632-ИА выдано Комитетом связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан 04.11.2015 г.

Мы в соцсетях


Разработка: Webmarka
Информация про Казахстан: Новости
Услуги Qingdao Aston International Trade по торговому сотрудничеству с Китаем. Поставки в Казахстан и страны СНГ