Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Названа главная причина проблем с дизтопливом в Казахстане

Магзум Мирзагалиев провёл в Павлодаре выездное совещание по вопросам обеспечения внутреннего рынка дизельным топливом и отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов.

Названа главная причина проблем с дизтопливом в Казахстане

Председатель правления национальной компании «КазМунайГаз» Магзум Мырзагалиев посетил Павлодарский нефтеперерабатывающий завод и поручил обеспечить стабильную реализацию и отгрузку дизтоплива на внутренний рынок Казахстана. Об этом, как передает VRKNews.kz, сообщили в пресс-службе национальной компании.

Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) глава КМГ посетил 27 сентября. Это стало первым посещением завода руководством КМГ после назначения Куаныша Бишимова новым генеральным директором предприятия.

Напомним, что в августе-сентябре, в период осенних полевых работ, традиционно увеличивается спрос на дизельное топливо. Для решения проблемы его нехватки правительство Казахстана ввело дифференцированные цены на дизельное топливо для граждан РК и иностранцев. Соответствующий приказ подписали 22 августа 2022 года в Министерстве энергетики РК.

Глава КМГ провёл совещание по вопросам обеспечения внутреннего рынка дизельным топливом и отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов с участием руководства КазМунайГаза, ПНХЗ, акима Павлодарской области Абылкаира Скакова и представителей торговых сетей АЗС.

В ходе совещания заместитель председателя правления КМГ по переработке нефти и нефтехимии Арман Кайрденов сообщил о ежегодном стабильном росте переработки нефти и производства нефтепродуктов.

Однако, по его словам, аномально высокий спрос на дизтопливо сглаживает позитивный эффект от роста производства. Между тем, три главных нефтеперерабатывающих завода («ПНХЗ» г.Павлодар, «ПКОП» г.Шымкент, «АНПЗ» г.Атырау) вырабатывают топливо в достаточном количестве для внутреннего потребления страны. Кайрденов подчеркнул, что благодаря произведённой за 2011-2018 годы модернизации трёх НПЗ, плановый годовой объём производства дизтоплива в 2022 году увеличен на 1 миллион тонн по сравнению с 2020 годом. В этом году по плану он составит 5,2 миллиона тонн в год, а объем потребления планируется на уровне 5,47 миллиона тонн. За восемь месяцев 2022 года, согласно плану, уже произведено 3,45 миллиона тонн дизтоплива.

Особо было отмечено, что НПЗ страны передают все данные по остаткам нефтепродуктов с контрольных приборов учёта в государственную информационную систему учёта отдельных видов нефтепродуктов (СУНП «e-Sapa»). Данные в онлайн-режиме идут в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК. Иными словами, вся информация по деятельности трёх НПЗ абсолютно прозрачна для контролирующих государственных органов. В целом, к системе подключены 26 нефтеперерабатывающих заводов (три крупных и 23 малых НПЗ), а также свыше трёх тысяч АЗС по всей стране.

Кайрденов обратил внимание на то, что за 2018—2021 год потребление дизтоплива в Казахстане выросло на восемь процентов, тогда как ВВП страны за аналогичный период поднялся лишь на 5,8 процента, что указывает на экспортный характер роста спроса на дизтопливо (об этом писали в своем прогнозе ещё в 2018 году консультанты Boston Consulting Group). Да и по последним данным до 80 процентов (до 250 тысяч тонн в год) от всего прироста объемов потребления дизтоплива приходится на приграничные области страны, где и происходит в массовом порядке как легальная транзитная, так и контрабандная заправка фур из России, Узбекистана, Китая.

В свою очередь, представители отечественных АЗС отметили, что резкий спрос на дизтопливо вызывает внешнее ценовое давление. Так, если в Казахстане средняя цена одного литра составляет в розницу 238 тенге, то в соседнем Узбекистане можно заправиться дизтопливом (при пересчете в тенге) за 438 тенге (стоимость литра больше в 1,84 раза), в России — за 429 тенге (больше в 1,8 раза), а в Кыргызстане — за 401 тенге (больше в 1,6 раза) за один литр дизтоплива.

Участники совещания отметили, что основной фактор роста объемов потребления дизтоплива — это жесткий дисбаланс цен на дизтопливо РК с приграничными странами.

Также было сказано, что потребность АО НК «Казахстан темир жолы» в дизтопливе (50 тысяч тонн в месяц) планируют закрыть импортом за счёт КТЖ. Одновременно, по словам гендиректора предприятия К.Бишимова, совместно с железнодорожниками проводится работа по недопущению впредь задержек поставок порожних цистерн, как это случилось на днях.  Глава завода заверил, что на данный момент ситуация под контролем, отгрузка осуществляется согласно плану.

Завершая совещание, Магзум Мырзагалиев подчеркнул важность не только стабильного выполнения плана, но и обеспечения бесперебойной отгрузки дизтоплива в период уборочной страды. А также напомнил, что для стабилизации ситуации на рынке дизтоплива капремонт Шымкентского НПЗ переносится с 2022 на 2023 год.

Со своей стороны отметим, что ситуацию могла бы спасти реализация республиканской программы газификации общественного транспорта ("План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019-2022 годы") с экономией потребления дизтоплива чуть ли не до 400 тысяч тонн в год. Согласно программе, к концу 2022 года на городские маршруты по всему Казахстану должны были выйти 12 тысяч газифицированных автобусов. Однако за первое полугодие на газ было переведено не больше 20 процентов общественного транспорта Казахстана. Очевидно, что программа не будет реализована в этом году, поскольку акиматы продолжают закупать автобусы, работающие на дизеле. Специальное постановление правительства по этому поводу было принято ещё в 2018 году. Но этого сделано не было, постановление не исполняется. Тоже системная проблема.

Плюс как-то надо всё же решать эту давнюю проблему ценового дисбаланса по топливу. Ведь именно этот системный фактор тормозит и сферу нефтепереработки: инвесторы не спешат вкладываться в открытие новых НПЗ в стране, где цена на бензин является ниже рыночной, поскольку у инвестпроекта в этом случае не предвидится особых перспектив. Вот и предпочитают иностранные нефтяные компании выкачивать нефть и отправлять её за пределы Казахстана с гораздо большей выгодой от её простой реализации. Хотя, по идее, нефтепереработка могла бы быть гораздо выгоднее. Таков вот системный дисбаланс, который из года в года как бы нивелируется (декоративно) командными методами, хотя давно пора начинать применять рыночные. Плюс подключать возможности той же цифровой экономики: появился же социальный кошелек (а в сентябре обещают запустить информационную систему "Цифровая карта семьи") у граждан РК, благодаря ему можно было бы например, отпустить цены на ГСМ в рыночный полет. А вот для нуждающихся автовладельцев (социально-уязвимые семьи автовладельцев, фермеров и других категорий граждан) применить как раз-таки дифференцированные отпускные цены, по социальному ID. Пожалуй, самое время.

Названа главная причина проблем с дизтопливом в Казахстане Названа главная причина проблем с дизтопливом в Казахстане
Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Информационное агентство «VRK News». Свидетельство о регистрации СМИ №15632-ИА выдано Комитетом связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан 04.11.2015 г.

Мы в соцсетях


Разработка: Webmarka
Информация про Казахстан: Новости
Услуги Qingdao Aston International Trade по торговому сотрудничеству с Китаем. Поставки в Казахстан и страны СНГ