Удивительная картина складывается вокруг ситуации с «грязной нефтью» в трубопроводе «КазТрансОйла». И национальный оператор в лице «КазТрансОйла», и виновник загрязнения – компания «CNPC – Актобемунайгаз» хранят молчание о том, кто же, наконец, понесет наказание за возникновение этой ЧС. Как передает VRK.News, казахстанский портал Inbusiness попытался разобраться с тем, почему так получилось и кто за это всё будет платить.
Напомним, ранее пресс-служба АО «КазТрансОйл» распространила сообщение о том, что 16 января 2020 года при приеме нефти от компании «Актобемунайгаз» в систему магистральных нефтепроводов «КазТрансОйла» по результатам испытаний качества нефти было обнаружено превышение хлорорганических соединений.
Как известно, появление «грязной нефти» отрицательно сказалось на обязательствах Казахстана перед Россией по экспорту ее сырья в соседний Китай. Чтобы не нарушить международные договоренности, Минэнерго Казахстана пришлось в спешном порядке менять график загрузки двух казахстанских НПЗ (Шымкентского и Павлодарского).
Поясним, по схеме замещения (СВОП-операции. – Прим. автора) Россия по своему трубопроводу поставляла свою же нефть на Павлодарский НХЗ (со времен СССР технологически был ориентирован на переработку нефти из месторождений Западной Сибири в России. – Прим. автора).
Чтобы не сорвать обязательства перед Россией, те объемы, что предназначались для ПНХЗ, Казахстан напрямую отправлял в Китай.
Параллельно по трубопроводу «КазТрансОйла» до Поднебесной шли определенные объемы чисто казахстанской нефти. Однако из-за ее загрязнения хлором экспорт в Китай, но теперь уже нашей, казахстанской нефти по трубопроводу «КазТрансОйла» был приостановлен.
Министр энергетики Нурлан Ногаев на прошлой неделе на вопрос журналистов об этом затруднился назвать, когда же экспорт нашей нефти в Китай возобновится.
В таком случае возникает вполне логичный вопрос, какой объем «грязной нефти» попал в нефтепровод «КазТрансОйла». Информационный портал inbusiness.kz отправил официальные запросы и в «CNPC – Актобемунайгаз» и в АО «КазТрансойл», в которых были заданы соответствующие вопросы об общем объеме загрязенной нефти и о причинах загрязнения. Полученные ответы и от «CNPC – Актобемунайгаз» и от «КазТрансОйла», мало сказать, разочаровали нас. Ни на один поставленный нами вопрос ответа мы не получили, а лишь обтекаемые формулировки, что, мол, ведется работа над устранением возникшей ситуации.
Не получив вразумительного ответа официально, inbusiness.kz попытался выяснить причины появления «грязной нефти» из своих источников (читайте в ранее опубликованном материале «А была ли диверсия?»).
Напомним, осведомленные собеседники из нефтегазовых кругов пояснили корреспонденту inbusiness.kz, что причина «грязной нефти» кроется в бесконтрольном нарушении технологии использования различных присадок при добыче нефти.
Напомним, что, по словам нашего источника, «при извлечении нефти из скважин некоторые компании злоупотребляют с химреагентами (необходимы при очистке нефти. – Прим. автора)».
По словам специалистов, хлорорганические соединения нередко используются при добыче нефти для повышения нефтеотдачи пласта или борьбы с отложениями парафина в скважине.
«Вторая причина – это дешевые химреагенты. А дешевое хорошим не бывает – общеизвестное правило. И качество приобретаемых химреагентов – это тема отдельного разговора, так как рынок этот неконтролируемый, предложений много. И это тоже чей-то большой бизнес», – сообщил нам один из наших источников при работе над предыдущим материалом.
Другой наш источник из нефтегазовых кругов также подтвердил, что «на «CNPC – Актобемунайгаз» (компания в 1997 году была полностью выкуплена крупнейшей корпорацией Китая – CNPC. – Прим. автора) закупали дешевые присадки у другой китайской компании».
Кстати, аналогичная чрезвычайная ситуация произошла весной прошлого года в системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», когда большие объемы нефти, что шли на экспорт в Беларусь, Польшу Венгрию, Чехию, Германию, имели высокую концентрацию хлорорганических соединений.
Многие покупатели из европейских стран и Беларуси тогда отказались от покупки «грязной нефти». Высокое содержание хлора в сырье приводит к сильной коррозии оборудования на нефтеперерабатывающих заводах. Отказы обернулись большими финансовыми потерями для «Транснефти».
Так, в общем объеме «грязной нефти» оказалось 699 тысяч тонн от казахстанских компаний. По данным агентства Reuters, «Транснефти» пришлось выплатить казахстанским компаниям компенсацию в размере 76 миллионов долларов США.
Руководство «Транснефти» заявило тогда, что экспортируемую нефть умышленно загрязнили хлорорганическими соединениями. По факту инцидента было возбуждено уголовное дело об умышленном загрязнении нефти, четыре человека тогда были отправлены под домашний арест.
В июле 2019 года был задержан бывший гендиректор компании ООО «Самаратранснефть-терминал» Роман Ружечко, подозреваемый российскими следователями в причастности к загрязнению нефтепровода. После задержания стало известно, что Ружечко обратился к властям Литвы за политическим убежищем.
Узнав, как жестко подошли в России к наказанию тех, кто оказался виновным в возникновении «грязной нефти», возникает еще несколько неудобных вопросов, как для руководства «CNPC – Актобемунайгаз», так и для «КазТрансОйла»: «Кто же у нас понесет наказание за грязную нефть и возникновение нештатной ситуации на Павлодарском НХЗ?»
Читайте также:
Арестованы провокаторы, призывавшие к погромам в Алматы
Минобороны Казахстана улучшает систему хранения боеприпасов
Свыше 20 казахстанок были сексуальными рабынями в Бахрейне
Директор элеватора обчистил госрезерв на миллиарды тенге
Нур-Султан под колпаком видеокамер. Как это помогло вдвое снизить преступность
Ураган сорвал крыши домов в Жамбылской области
Возвратились 8 тысяч граждан, убежавших в Кыргызстан — Сапарбаев