Во Франции 5 декабря началась масштабная общенациональная забастовка профсоюзов против пенсионной реформы. Об этом сообщает VRK.News со ссылкой на мировые СМИ.
Благодаря мощной и разветвлённой системе профсоюзов парализовать страну оказалось довольно несложно: об участии в забастовке заявили профсоюзы работников железных дорог, общественного транспорта, электросетей, сотрудников наземных служб Air France, адвокатов, врачей, полицейских, учителей. Именно эти категории населения — главные проигравшие в грядущей пенсионной реформе.
Протесты поддерживают 68 процентов французов. Зарегистрировано почти 250 протестных митингов. Остановился транспорт — поезда, метро, автобусы, около 20% самолетов не взлетит. Авиакомпания EasyJet сообщила об отмене 233 внутренних рейсов и рейсов на средние дистанции. Air France отменила 30% рейсов во Франции и 15% — на средние дистанции. Альтернативными способами передвижения будут велосипеды, самокаты, скутеры. Также французам рекомендуют пользоваться сервисами поиска попутчиков, чтобы добраться до работы.
Как пишет News.ru, французские профсоюзы за годы борьбы с государством добились для своих членов весьма льготных условий труда и выхода на пенсию. На данный момент во Франции существует 42 схемы пенсионного страхования для разных категорий работников. Например, машинисты поездов могут получать пособие по старости уже в 50 лет, другие работники железных дорог и метро — в 55. Это считается компенсацией за неприглядную и трудную, но общественно полезную работу. Получается система внимательная и заботливая в отношении трудящихся, но, увы, неподъёмная для нынешнего бюджета, так как ранний выход на пенсию спонсируется государством. По данным правительственного доклада, к 2025 году дефицит пенсионного бюджета в Пятой республике составит от 8 до 17 млрд евро.
Есть и другая проблема. На французскую экономику давит скромное число трудящихся относительно всего населения. По данным Eurostat, только 56% французов в возрасте от 15 до 74 лет в 2018 году были заняты. Такие показатели объясняются как высокой безработицей среди молодёжи, так и ранним выходом на пенсию. А так как продолжительность жизни в дальнейшем будет увеличиваться, будет расти и число иждивенцев. Покончить с явно перегруженной системой пенсионного страхования во Франции до Макрона пытались президенты Жак Ширак в 1995 году и Николя Саркози в 2010-м. Обоим пришлось отступить перед лицом мощнейших уличных протестов. Как отступил и нынешний глава Пятой республики, отозвав законопроект, повышающий цены на бензин, после выступлений «жёлтых жилетов». Но пенсионная реформа — это главная цель Макрона, отказываться от неё он не собирается, хотя некоторые уступки неизбежно придётся сделать.
Суть реформы выражена в формуле «проще, справедливее, для всех». Существующие 42 страховых плана по ней упраздняются и вместо них вводится единая система расчёта пособий по старости, основанная на баллах. Каждый отработанный день приносит трудящемуся условные единицы, чем больше он их накопит к старости, тем больше будет пенсия. Звучит действительно просто, а вот справедливо ли? Равен ли один день работы машинистом в тёмном, душном туннеле метро дню, проведённому в удобном кресле офиса с кондиционером? День работы полицейского, рискующего жизнью и здоровьем, дню чиновника, который написал этот законопроект? На эти вопросы французское правительство пока не дало удовлетворительных ответов, предпочитая напирать на то, что и нынешняя система несправедлива к очень многим трудящимся и кроме того, не отвечает современным реалиям.
Макрон обещал не повышать пенсионный возраст и своё обещание сдержал: он остаётся на уровне 62 лет для мужчин и женщин. Но ушедшие на покой в этом возрасте будут получать урезанную пенсию, в этом главная хитрость. «Основной» пенсионный возраст в 2025 году (именно тогда пенсионная реформа по плану вступит в силу) будет 64 года, и если работник уйдёт раньше, то будет получать пособие примерно на 5% меньше за каждый «недоработанный» год. Если же он, напротив, уйдёт позже, то получит бонус в 5% за каждый «переработанный» год. Причём «основной» возраст будет меняться в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни поколения, за которым он закреплён. Так как, скорее всего, продолжительность жизни во Франции будет увеличиваться, вслед за ней будет отодвигаться и пенсионный возраст.
На выходе преимущества от перехода на новую систему очевидны только тем, кто верстает государственный бюджет, а у французов возникает подозрение, что их пытаются заставить работать больше за те же деньги. В общем-то, они правы, в этом и состоит цель реформы. Как уже указывалось, французская экономика нуждается в увеличении числа трудящихся.
Столкнувшись с угрозой повторения протестов «жёлтых жилетов», Макрон вышел из положения излюбленным способом: сымитировал отступление и объявил очередные трёхмесячные национальные дебаты. Высказать всё, что он думает о пенсионной реформе, может каждый: виртуально через интернет-платформу или лично высшему комиссару по делам пенсий Жану-Полю Делевойе, который в данный момент колесит по стране и руководит дебатами на местах.
На сегодняшний день нельзя сказать, что эта стратегия работает. Согласно опросу Elabe, опубликованному 7 ноября, почти каждый второй француз (47%) выступает против реформы и только 29% её поддерживают. Несмотря на все разъяснительные усилия правительства, за месяц число противников реформы увеличилось на 4%.
Аналогичным образом президент отреагировал на протесты «жёлтых жилетов», которые не утихли даже после отмены спровоцировавшего их повышения цен на бензин. Дебаты тянулись долго, а итоговый доклад президента, представленный 25 апреля, не предложил ничего принципиально нового. Макрон пообещал решить проблемы неравенства богатых и бедных, приблизить власть к народу, но намеренно избегал излишней детализации своих планов и прятался за спины министров. Другой опрос Elabe свидетельствует, что 65% французов, следивших за итоговой пресс-конференцией, посчитали аргументы президента неубедительными. Впрочем, протесты к тому моменту хоть и не прекратились, но заметно сошли на нет сами собой.
За Макроном закрепилась стойкая репутация «президента богатых», улица его не любит. Этому отчасти способствовали его собственные высказывания, признанные многими высокомерными, и третирование политических соперников. В ноябре рейтинг одобрения главы государства колебался на уровне 33%. Это не так плохо по сравнению с 23% в разгар движения «жёлтых жилетов» в январе 2019 года, но и несравнимо с теми 67%, с которыми Макрон пришёл к власти в мае 2017-го.
Насколько подкосит поддержку молодого президента пенсионная реформа, вопрос будущего, но складывается впечатление, что 23% станут не самой низкой точкой за его срок.