Социальные сети взорвались возмущением относительно известия о планируемой в ноябре 2021 года продаже трех музыкальных школ Алматы в частные руки, передает VRK.News.
В печальном списке оказались ГККП «Детская музыкальная школа №1 (хоровая)», ГККП «Детская музыкальная школа №3 имени С.Прокофьева» и ГКП «Детская музыкальная школа №11».
Сразу заметим, что акимат Алматы уже принял решение не приватизировать детские музыкальные школы.
«Акиматом города Алматы направлено письмо на имя премьер-министра Республики Казахстан об исключении детских музыкальных школ из списка приватизируемых объектов», — говорится в сообщении властей города, которое они распространили поздно вечером, в ответ на всенародное возмущение, поддержанное и депутатами парламента.
Музыка приватизации или предыстория
Детские музыкальные, спортивно-юношеские и другие школы государственный аппарат Казахстана рекомендует еще с 2018 года выставлять на торги и продавать в частные руки. Это антинародное указание вылилось в давно известный сведущим людям комплексный план приватизации на 2021-2025 годы так называемой второй волны, куда и вошли объекты социального плана как невыгодные и неэффективные. План был разработан в недрах Министерства национальной экономики РК. Теперь эти намерения коснулись и Алматы, где в эти мартовские дни вспыхнуло народное возмущение этими правительственными инициативами.
Возмущение людей не ново для нашего родного правительства, которое, очевидно, действует по принципу «собака лает, а караван идет». И алматинцы проснулись, похоже, позже всех. До этого, по плану приватизации 2016-2020 года в Алматы, на торги уже были вынесены две государственные школы дополнительного образования. Это Детская музыкальная школа №2 имени Р. Глиэра и школа изобразительного искусства и технического дизайна имени А. Кастеева. Как сообщили в управлении финансов Алматы, школы подлежали передаче в конкурентную среду с условием сохранения профиля деятельности. В итоге школу имени Кастеева продали лишь с третьего раза в декабре 2017 года и за цену в 2,5 раза ниже оценочной. После чего ожидаемо снизилось качество образование (подробнее об этом рассказали здесь учащиеся этих школ), поскольку квалифицированные педагоги вынуждены были уйти из своих коллективов.
Нечто подобное пытались проделать в столице еще в 2018 году, когда пытались объединить школу искусств №2 и детскую художественную школу на базе школы искусств №1, а детские музыкальные школь №№2 и 3 присоединить к детской музыкальной школе №1. Критику подобного подхода к дополнительному образованию выражала как общественность столицы, так и депутаты Мажилиса, например, Ирина Смирнова. Обращались к премьер-министру за помощью! И вроде как помогло, поскольку школы оставили в покое.
Помимо этого похожий скандал разразился в ноябре 2019 года в Талдыкоргане, когда местную музыкальную школу власти уже передали было в доверительное управление частнику сроком на 15 лет. Но потом за педагогов и родителей вступился Общественный совет города и передачу отменили.
Объединение под предлогом «оптимизации»
Тогдашний вице-министр образования РК Эльмира Суханбердиева настраивала людей оптимистически, рассказывая о том, что Казахстан подхватывает идеи по оптимизации музыкальных школ у России, где это дело, дескать, успешно реализуется! Однако, если почитать отзывы российских музыкальных учителей, то все они практически негативно оценивают «оптимизацию» музыкальных школ и внедрение упрощенного цикла дополнительного музыкального образования для детей.
«Четырехлетний курс — это полная профанация. Ведь я должна научить ребенка играть на фортепиано, а не просто сидеть около него. Скрипачам не легче, их ученики даже не успевают привыкнуть как следует держать смычок. Страдает не только исполнительское мастерство. Дети не могут похвастаться элементарной эрудицией. Недавно сын рассказал, что в классе он оказался единственным, кто перечислил инструменты симфонического оркестра. Упрощение — главная беда нынешнего образования. Есть и другие проблемы. Результат дилетантского отношения к музыкальному образованию — объединение школ, сокращение штатов и увеличение нагрузки «выживших» педагогов. Зарплаты при этом не выросли», — сетует, к примеру, преподаватель ростовской музыкальной школы по классу «фортепиано» Татьяна Скоробогатова.
Родители бьют тревогу, ведь с переходом школы в частные руки сократится количество детей, чьи родители смогут оплачивать музыкальное образование (если поднимут оплату), а это приведет к сокращению количества желающих заниматься музыкой профессионально. Вынуждены будут сокращаться или закрываться музыкальные колледжи и отделения в высших музыкальных учебных заведениях, сократится количество музыкальных коллективов. Такими опасениями делятся родители будущих музыкантов.
Хуже второй мировой войны или гнев Досыма Сатпаева
Не выдержал и разразился гневным спичем в адрес госаппарата и известный казахстанский политолог Досым Сатпаев. Эксперт вспомнил свой семилетней давности материал под заголовком «В Казахстане заговор против образованных людей!». Тогда он в статье делал акцент на том, что нашему государству не нужны образованные и культурные граждане, поэтому в стране «идет целенаправленное снижение интеллектуальной и культурной планки».
Теперь же, по его словам, спустя семь лет после выхода этой статьи, ситуация еще более ухудшилась.
«Заговор против образования и культуры, перерос в настоящую войну госаппарата против появления в стране образованной и культурной нации. Одним из последствий этой войны является катастрофическое снижение доступа многих наших детей к недорогому и, более или менее, качественному образованию, которого с каждым годом становится все меньше и меньше. И страшнее всего, что это дело рук не каких-то внешних врагов или агрессоров, которые хотят уничтожить нацию. Нет, это результат деятельности тех, кто по долгу службы должны делать все для развития страны, а не для ее деградации», — заявил на этот раз Сатпаев.
Эксперт справедливо задается вопросом по поводу логики такой приватизации.
«Неужели наличие на финансировании у государства детских образовательных учреждений, которые дают детям доступное профильное образование является примером неэффективного использование госимущества и от него следует избавиться? Как приватизация этих учреждений пойдет на «благо общества»? Особенно если они исчезнут или после продажи превратятся в частные кружки с высокими ценами и низким качеством преподавания», — недоумевает автор поста.
Он также вопрошает, почему детские музыкальные, спортивно-юношеские и другие школы в рамках Закона о государственном имуществе РК от 1 марта 2011 года не вошли в перечень стратегических объектов находящихся в государственной собственности и не подлежащих отчуждению?
«Почему в этот перечень сейчас входят разные субъекты квазигосударственного сектора (эффективность многих из которых под большим сомнением), но не субъекты образования, культуры и спорта, которые отвечают за подготовку в стране самого важного ресурса — «человеческого капитала», о котором так любят разглагольствовать чиновники разного уровня с высоких трибун?» — задает неудобный для чиновников вопрос эксперт.
Далее он не останавливается и уже берет, что называется, «быка за рога».
«Как появление этого постановления о выставлении на торги детских музыкальных школ согласуются с заявлениями президента Касым-Жомарта Токаева о создании в Казахстане «интеллектуальной нации», «поддержке образования и культуры», «увеличения государственных расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру и спорт» и т.п. Как это согласуется с недавним указом президента о «Национальном плане развития страны до 2025 года», где было заявлено о том, что особое внимание будет уделено улучшению услуг образования? Как это согласуется с новым Указом президента «Об общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года», где были обозначены 10 конкретных приоритетов, среди которых также есть качественное образование?» — делает контрольные «пушечные выстрелы» возмущенный политолог.
Он отмечает, что в этих указах говорится о том, что все индикаторы национального плана развития и общенациональных приоритетов определяют ключевые направления работы всего государственного аппарата.
«Вот только госаппарат, судя по всему, игнорировать хотел все эти президентские заявления и указы, так как улучшение услуг образования и повышения его качества требует долгой и кропотливой работы. Гораздо легче выставить те или иные учреждения образования на торги, а там хоть трава не расти. Но не является ли такая деятельность госаппарата, одним из примеров саботажа президентских решений? Или, правая рука как всегда не знает, что делает левая», — не успокаивается Сатпаев.
Действительно, сколько государство хочет заработать, сбросив со своего баланса детские музыкальные и прочие школы по всей стране, выставив их на торги? Какой экономический эффект будет от того, что государство вдруг решило сэкономить за счет их содержания?
«Неужели та сумма, которая ежегодно уходила на финансирование деятельности этих школ такая же громадная как те 565 миллиардов тенге, которые были потрачены из государственного бюджета за 5 лет подготовки проведения апофеоза наших понтов под названием EXPO-2017? Или может бюджетное содержание этих школ вылетает в такую же копеечку как 156 миллиардов тенге государственных денег уже потраченных на строительство известного своими коррупционными скандалами LRT в столице?» — поправляет лихую прическу эксперт.
Затем напоминает про далекое военное время.
«Парадокс заключается в том, что даже во время Второй мировой войны в Казахстане умудрялись открывать научные центры, театры, киностудии. Например, с 1941 по 1945 годы в республике было открыто 12 научно-исследовательских институтов, а 7 ноября 1941 года состоялось официальное открытие нового здания театра оперы и балета в Алматы. Но зато сейчас, у нас без всяких налетов вражеской авиации, уничтожается то, что создавалось десятилетиями», — бьет в одну точку автор.
После дополнительных критических замечаний, Досым Сатпаев обратился как к премьер-министру РК Аскару Мамину, так и к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
«Начните с того, чтобы в перечень стратегических объектов находящихся сейчас в государственной собственности и не подлежащих отчуждению вошли все детские государственные образовательные учреждения (музыкальные, спортивно-юношеские и прочие школы) по всей стране, а также музеи, театры, библиотеки и другие объекты культуры. Этот перечень, кстати, утверждается правительством Республики Казахстан по согласованию с президентом Республики Казахстан. Поддержите обновление данного перечня стратегических объектов за счет включения туда детских образовательных учреждений! Ведь не только бытие определяет сознание, но и сознание формирует образ жизни. Невозможно в Казахстане построить инновационную экономику с людьми, многие из которых вполне искренне верят, что в науку, культуру или в искусство идут одни только «неудачники». Бессмысленно разглагольствовать о «человеческом капитале», если школы выставляют на торги, приравнивая их к складам, производственным базам и другому недвижимому и движимому государственному имуществу, которое обязательно должно приносить прибыль», — припечатывает эксперт напоследок.
Ну что, прислушаются ли власти Казахстана к народному голосу? Ведь, на интерактивной карте объектов, подлежащих приватизации, значатся сотни объектов коммунальной собственности, среди которых все еще предостаточно объектов образования по всей стране, предназначенных к продаже в частные руки.