VRK.News. Новости Казахстана и всего мира
Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Мрак просвещения. Скандальные результаты TIMSS в Казахстане

Вслед за PISA и PIAAC, TIMSS тоже показал деградацию образования и ухудшение знаний молодежи.

Объявленные 8 декабря 2020 года в Париже результаты Международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) свидетельствуют о стремительно падающем уровне образования казахстанских школьников 4-х и 8-х классов в области математики и естествознания, передает VRK.News.

Вслед за PISA и PIAAC, TIMSS тоже показал деградацию образования и ухудшение знаний молодежи. У нас официально признанный тренд на отупение, причем такой достаточно круто идущий вниз, с чем всех и «поздравляем».

В исследовании приняли участие более 580 тысяч учащихся из 64 стран мира. Удручает, что позиция Казахстана по многим срезам скатилась вниз и зачастую занимает место ниже среднего среди всех исследованных стран.

Математика для 4 класса

  • 1 место — Сингапур с 625 баллами
  • 6 место — Россия с 567 баллами
  • 31 место — Казахстан с 512 баллами (было в 2015 — 544)

Математика для 8 класса

  • 1 место — Сингапур с 616 баллами
  • 6 место — Россия с 543 баллами
  • 21 место — Казахстан с 488 баллами (было в 2015 — 528)

Естествознание для 4 класса

  • 1 место — Сингапур с 595 баллами
  • 3 место — Россия с 567 баллами
  • 37 место — Казахстан с 494 баллами (было в 2015 — 550)

Естествознание для 8 класса

  • 1 место — Сингапур с 608 баллами
  • 5 место — Россия с 543 баллами
  • 24 место — Казахстан с 478 баллами (было в 2015 — 533)

Выбор учащихся 4-х и 8-х классов не случайный. Периодичность проведения исследования 1 раз в четыре года позволяет проводить эффективный мониторинг математического и естественнонаучного школьного образования. Международное исследование TIMSS ставит своей целью сравнительную оценку качества математического и естественно-научного образования в начальной и основной школе. Исследование позволяет отслеживать тенденции в образовании участвующих стран каждые 4 года, когда учащиеся 4-го класса становятся учащимися 8-го класса.

Координирует исследование Международная ассоциация по оценке образовательных достижений International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA, www.iea.nl). Казахстан, с учетом 2019 года, имеет опыт участия уже в четырех циклах TIMSS. 

Вообще исследования TIMSS проводится с 1995 года. Казахстан впервые принял участие в исследовании TIMSS в числе 59 стран в 2007 году. Тогда наши школьники, обучающиеся в 4 классе, по математике заняли 5-е место, по естественно-научному образованию — 11-е место, по общим результатам — 7-е место. В 2009 году Казахстан принимал участие в PISA. И тогда наши школьники — уже десятиклассники — среди своих сверстников из 65 стран мира по математике заняли 53-е место, по естествознанию — 58-е, а по чтению — 59-е место. Иными словами, уже тогда плелись в хвосте.

Эксперты говорят, что участие Казахстана в TIMSS предоставляет возможность получить независимую объективную оценку качества образования и информацию для принятия обоснованных решений по вопросам обновления содержания образования. Однако, судя по всему, родное государство явно не спешит прислушиваться к голосу отечественных экспертов от образования.

Итак, в декабре 2020 года были получены данные международного отчета о прохождении TIMSS (скачать его можно здесь), он опубликован на сайте Международного координационного центра. А вот непосредственно уже подробный национальный отчет по результатам, которые показал Казахстан, планировалось увидеть к концу марта. По крайней мере, так планировалось в этой презентации (скачать ее можно здесь), которая была создана экспертами АО «Информационно-аналитический центр», которое является подведомственной организацией Министерства образования и науки РК и занимается вопросами, связанными с проведением в РК международных тестов по качеству образования.

Однако, вполне возможно, пандемия внесла свои коррективы в бюджетные расходы образовательного ведомства, поскольку госзакупок c 2017 по 25 марта 2021 года на соответствующие консалтинговые услуги до сих не проводилось. Так что, похоже, еще не скоро общественность Казахстана сможет лицезреть национальный отчет, который будет объяснять столь нелицеприятные результаты проведенного тестирования знаний отечественных школьников.

Кстати, в отличие от Казахстана в России уже обнародованы национальные результаты исследования TIMSS-2019 (скачать можно здесь), которые были подготовлены российским Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО), там вообще система оценки качества образования выделена в отдельный институциональный орган. Как бы ни ругали Россию, но образование пока там держится крепко.

Может, все все стоит ориентироваться на российский опыт поддержки качества образования, чем изобретать собственные велосипеды? Особенно с учетом катастрофического падения уровня качества образования в стране?

Мрак просвещения. Скандальные результаты TIMSS в Казахстане Мрак просвещения. Скандальные результаты TIMSS в Казахстане
Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан