И актеры бывают скучными, и публичные выступления занудными. Почему? И что делать? Константин Сергеевич Станиславский еще 80 лет назад нашел решение. Им стала Система. Но вот объяснить ее азы просто и наглядно мало кому удавалось. Разработчики этого ролика рискнули.
Три основных принципа Системы: сверхзадача (зачем всё это?), действие (интересна только борьба) и вера в обстоятельства («кинолента видений») в простом анимационном ролике.
Полезно и начинающим актерам, и всем, кто хочет ярко выступать на публике.
Как известно, система Станиславского - условное название сценической теории и режиссерско-актерского метода, разработанного в период с 1900 по 1910 год знаменитым русским режиссером, актером, педагогом и театральным деятелем К.С. Станиславским (1863-1938). Он первым обратился к практическому решению проблемы сознательного овладения творческими процессами; к проблеме стабильного профессионализма актера. Распространено мнение, что основным результатом спектакля, поставленного «по системе», является достижение полной психологической достоверности актерских работ. А «искусству представления», противопоставляется термин Станиславского «искусство переживания».
Станиславский и Немирович-Данченко в Московском Художественном театре стали основателями психологического театра, разрабатывая и дополняя каждый сценический образ невидимой зрителю предысторией, стимулирующей те или иные поступки персонажа.
Инструмент актера – его внутренние (психические) и внешние данные. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии виртуозного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам творчества Станиславский относит: зрение, слух, воображение; память на ощущения; логичность и последовательность действий, чувств; сценическое обаяние; пластичность; владение голосом; чувство фразы; ощущение характерности; умение действовать словом; восприятие партнера и воздействие на него; и т.д.
Постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание «работы актера над собой» предполагает ежедневный тренинг направленный на совершенствование актерской техники. Владение своим «инструментом» позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия. Вне зависимости от вдохновения, входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда необходимо.
Сегодня основновные положения системы используются практически всеми театральными школами. И система Станиславского - универсальный базовый инструмент, который позволяет на своей основе построить любую театральную стилистику; работать в любом театральном жанре.
Разработчики видео-инфографики:
Автор — Андрей Скворцов
Редактор — Валентин Тепляков (заслуженный деятель искусств, в 1991–2010 декан актерского факультета ГИТИСа)
Композитор — Эдуард Глейзер (заместитель заведующего музыкальной частью Государственного Академического Малого Театра)
Художник-аниматор, дизайнер — Стас Одинцов
Продюсер — Геннадий Кондратьев
По материалам: mercator.ru, convdocs.org