Джеймс Гиффен (James Giffen) умер 29 октября 2022 г. в Манхэттене. Ему был 81 год. Как передает VRKNews.kz со ссылкой на New York Times, причиной смерти стал рак.
Напомним, что бывший советник президента Казахстана Джеймс Гиффен, которого арестовали в 2003 году, обвинялся в даче взяток на общую сумму в 78 миллионов долларов высшим казахским чиновникам за заключение нефтяных контрактов. Но американское правительство, после семилетнего расследования, закрыло дело в 2010 году после того, как судья решил, что он действовал с одобрения ЦРУ.
Как сообщает NYT, на момент ареста в марте 2003 г. Дж.Гиффен был одним из американцев с самыми большими связями, работавших в бывшем Советском Союзе. Его коммерческий банк Mercator был важнейшим посредником между западными энергетическими компаниями, стремившимися разрабатывать обширные, в основном неосвоенные нефтяные месторождения Казахстана. Он был близким другом и советником теперь уже экс-президента Казахстана Н.Назарбаева и имел роскошную квартиру в Алматы, крупнейшем городе страны и ее бывшей столице. Все это время он был оперативным агентом ЦРУ и Государственного департамента США.
Главный специалист по СССР и Горбачёву
Вашингтон стремился привлечь Казахстан и его ресурсы в сферу влияния западного мира. И тут пригодилась роль Гиффена, который информировал американских чиновников о последних событиях в Центральной Азии, а также передавал конфиденциальные сообщения между Н.Назарбаевым и Белым домом и часто был первым американцем, к которому обращались казахи, когда они хотели взаимодействовать с правительством США.
Американская газета также сообщает в своём некрологе, что мистер Гиффен заинтересовался Советским Союзом после того, как его тесть предсказал, что, несмотря на холодную войну, товарооборот между коммунистическим блоком и Западом когда-нибудь увеличится. Г-н Гиффен в итоге посвятил свою диссертацию на юридическом факультете теме “Правовые и практические аспекты торговли с Советским Союзом”, которая была в виде книги опубликована в 1969 году. Во время исследовательской поездки в Советский Союз он познакомился с турецко-армянским бизнесменом по имени Ара Озтемель, который, помимо прочего, импортировал ценные металлы из Казахстана. Г-н Озтемель нанял г-на Гиффена для управления собственной консалтинговой службой для компаний, желающих вести бизнес с коммунистическим Востоком. В течение следующих 20 лет он стал ведущим экспертом по торговле с Советским Союзом — и одним из его главных благотворителей.
Проработав несколько лет с г-ном Озтемелем, он стал вице-президентом Armco Steel и основал Mercator в 1984 году. Г-н Гиффен был одним из первых западных бизнесменов, встретившихся с Михаилом Горбачевым, обсуждая импорт сельскохозяйственной продукции всего за несколько месяцев до того, как он стал генеральным секретарем КПСС в 1985 году. Несколько лет спустя, будучи президентом Американо-советского Торгово-экономического совета (АСТЭС), куда входило около 350 американских корпораций, банков и различных организаций, а с советской стороны — более 250 ведомств и предприятий, он зафрахтовал большой реактивный самолет, чтобы доставить несколько сотен американских бизнесменов в Москву, где г-н Горбачев присоединился к ним за ужином.
Начиная с 1970-х годов, г-н Гиффен стал ключевым голосом в американском правительстве, помогавшим советским евреям эмигрировать, в конечном итоге помогая перевезти десятки тысяч в Соединенные Штаты.
Распад Советского Союза в 1991 году открыл новые возможности, особенно в Казахстане, где опыт г-на Гиффена в энергетическом и металлургическом секторах привел его к тесному контакту с г-ном Назарбаевым. Как продолжает NYT, «эти двое стали близкими друзьями: г-н Гиффен научил президента Казахстана играть в гольф в частном гольф-клубе Winged Foot недалеко от его дома в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк».
В оригинале английский вариант некролога можете прочитать здесь.
Гиффен очень сильно обхаживал Назарбаева
Можно отметить только небезынтересное интервью ныне тоже покойного Серикболсына Абдильдина, выдержку из которого приводим ниже:
«...Гиффена я лично знал. Назарбаев увлекался на заре независимости и своей президентской деятельности привлечением иностранных советников. Он думал, что в Казахстане люди не соображают, а вот иностранные советники могут быстро его подготовить к ведению экономической политики, рыночной экономики и в других областях. У нас таких советников было несколько десятков. Одним из них был Гиффен.
В мае 1992 года казахстанская делегация во главе с президентом (я тоже был в составе этой делегации) посетила Америку. Тогда президентом США был Буш-старший. Нам организовали прием на высшем уровне. У меня даже сохранились фотографии и с Бушем, и с Гиффеном. Гиффен был очень гибким. Он очень сильно обхаживал Назарбаева.
Не оставлял без внимания и меня. Он как-то приходил, намеки делал, чтобы со мной дружить. Но я воспитывался в Советском Союзе, нас учили с осторожностью обращаться с капиталистами, и я его холодно проводил.
— Ну а сам Назарбаев как относился к Гиффену, к другим своим советникам?
— Назарбаев очень высоко оценивал деятельность Гиффена. Это было видно. Все разговоры Гиффена с Назарбаевым начинались со слов, что президент — гениальный человек. Гиффен сравнивал его с Рузвельтом. Но замечу, что таких помощников у Назарбаева было много.
Все эти люди жили в Казахстане. Когда я был председателем Верховного Совета, я мог распоряжаться местами третьего дома отдыха. Ко мне обращались Абыкаев, Ни и, ссылаясь на Назарбаева, просили размещать там помощников президента. Гиффен не нуждался в коттедже, а остальных приходилось размещать.
Иногда, послушав советников, Назарбаев говорил такое: «Сельское хозяйство реформировать будем. Будут фермеры. Фермеры все решают. Весь мир это прошел». Я ему все время говорил: «Фермеры сейчас в Америке 4% продукции дают. Все остальное — агрокорпорации, агроформирования, которые по концентрации производства и переработки похожи на наши крупные колхозы, совхозы. Не надо дробить, отдавать землю и имущество фермерам-одиночкам». Но он стоял на своем: «Вы их послушайте, весь мир по пути фермеризации прошел». Я ему в ответ: «Америка двести лет назад фермеризацию начала. Зачем нам на двести лет назад откатываться?»
В общем, я с подозрением относился к чистоте помыслов иностранных советников: им не нужен был сильный Казахстан. Чем больше Казахстан будет зависим даже от их совета, тем лучше будет для сильных государств.
— Но президент не сомневался в чистоте их помыслов?
— В том-то и дело, он бросил всех наших специалистов, критиковал их, расформировал Академию наук, он с презрением относился к мыслям отечественных специалистов и ученых...»
* * *
Интересно, конечно, что при рассмотрении «дела Гиффена» выяснилось, что «честный советник Назарбаева» был по совместительству агентом американских спецслужб и исправно поставлял собственным хозяевам в США конфиденциальную информацию о делах, контактах и планах своего патрона. Вот здесь сообщается, что в частности, в архиве президента США Джорджа Буша — старшего есть (исключительный случай!) отдельная «особая коллекция» Джеймса Гиффена: 22 ящика с документами, связанными с самим Гиффеном и его торговой компанией Mercator Corporation. Которые — пока — по-прежнему засекречены. Между тем, не менее интересными являются уже рассекреченные документы, опубликованные библиотекой бывшего американского президента Билла Клинтона, которые рассказывают, как формировались отношения США и России с Казахстаном на заре его независимости. Рекомендуем, весьма полезная информация к размышлению.