VRK.News. Новости Казахстана и всего мира
Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Дрожжи-триггеры для оппозиции: как перекроить парламент РК — обзор идей

Партия власти скоро поделится полномочиями. Что может обнаружиться под капотом политических изменений.

Мажилис Парламента РК

Политические умы Казахстана будоражит вопрос, что будет из себя представлять новый закон «О Парламенте», который фактически произведет редизайн парламентского института страны. В материале VRK.News читайте о том, что интересного может обнаружиться под капотом грядущих политических изменений.

На втором заседании Национального совета общественного доверия (НСОД) в конце декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выдвинул ряд инициатив, назвав их первыми шагами осторожной политической либерализации. Один из них — закрепление в законе «О Парламенте» статуса парламентской оппозиции. Партия власти, считает глава государства, должна поделиться полномочиями.

«Необходимо законодательно закрепить основу политического меньшинства в парламенте. Для этого необходимо дополнить закон «О Парламенте» нормами, гарантирующими политическое меньшинство. Например, необходимо создать условия, чтобы представители других партий могли занимать должности председателя некоторых комитетов в парламенте. Это позволит обеспечить системную работу альтернативной деятельности в законодательном пункте власти», — заявил тогда Касым-Жомарт Токаев.

Активизировались «Ак жол» и КНПК

Сразу же после заявления Токаева председатель оппозиционной партии, руководитель оппозиционной парламентской фракции «Ак жол» Азат Перуашев заявил, что он благодарен членам НСОД за то, что они смогли донести эту идею до президента. В настоящее время акжоловцы активно проводят круглые столы с общественностью — собирают их предложения для обновления своего законопроекта «О парламентской оппозиции».

«Если мы не поторопимся и не предложим главе государства новый вариант законопроекта, то это сделает партия власти «Нур Отан». И не факт, что в их законопроекте будет хоть что-то из того, что предлагали мы», — заявил на одном из таких круглых столов сам Перуашев.

В целом предложения партии «Ак жол» на текущий момент состоят из 13 пунктов. В том числе — предоставить парламентской оппозиции право:

  • выдвигать из числа своих депутатов кандидатуры председателей постоянных комитетов мажилиса, а также вице-спикера мажилиса парламента;
  • выдвигать кандидатуры из числа членов партии для их назначения на должность заместителей министров социально-экономического блока, председателя и членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
  • инициировать и проводить парламентские слушания и парламентские расследования, входить в состав любых государственных комиссий и экспертных советов;
  • при внесении правительством законопроекта, разрабатывать и вносить альтернативный проект данного закона;
  • на финансирование деятельности и социальных программ партии из средств республиканского бюджета.

Готовят свои предложения и представители Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК). Пока, правда, они не спешат их обнародовать. Однако тот же депутат Мажилиса от КНПК Тургун Сыздыков в декабре заявлял, что нередко предложенные депутатами проекты законов отклоняются заключением Правительства, только потому, что «не вписываются в концепцию». Коммунист тогда заявил о том, что пора пересмотреть приоритеты концепции, причем с участием в данном процессе народных избранников и компетентных представителей гражданского общества.

фото
01-spikery
фото
02-spikery
фото
03-spikery
фото
04-spikery

Добавить новые дрожжи-триггеры в закон

Политологи тоже не остаются в стороне. Так, в своем телеграм-канале в прошлом известный журналист, а ныне политолог Газиз Абишев поделился мнением о том, что в закон об оппозиции можно было бы добавить некоторые пункты-триггеры, которые стали бы хорошими дрожжами для взращивания сильной и конструктивной оппозиции.

Во-первых, по его мнению, во всех постоянных комитетах необходимо ввести позицию Старшего члена комитета (Ranking member), которая будет принадлежать оппозиционным партиям. Старший член комитета мог бы получать ту же самую информацию, что и председатель комитета, а его особое мнение включалось бы в заключения комитета, подписанные председателем комитета. Кроме того, Старший член всегда имел бы право немедленного официального комментария на любые официальные выступления председателя комитета.

Во-вторых, Газиз Абишев считает, что в палате можно ввести позицию Лидера меньшинства (minority leader), которую будет занимать председатель второй по размеру фракции в Мажилисе. Лидер меньшинства получал бы информационные брифинги от правительства и специальных государственных органов в том же объёме, что и спикер палаты. Кроме того, за ним необходимо было бы закрепить преимущественное право выступления на пленарных заседаниях Мажилиса по любым вопросам.

«Лидер меньшинства должен иметь возможность делегировать при необходимости свое право на выступление любому другому члену парламента. Официальные запросы Лидера меньшинства в государственные органы, включая премьер-министра, министерства и ведомства, а также региональные администрации, рассматривались бы в особом приоритетном порядке. И наконец, Лидер меньшинства имел бы право на не менее, чем две эксклюзивные личные встречи с президентом страны в год», — пишет политолог.

И, в-третьих, депутаты от оппозиционных партий должны иметь право единогласно потребовать поставить перед премьер-министром вопрос об увольнении любого политического служащего в составе правительства (вице-премьеры, министры, вице-министры).

По мнению эксперта, что касается третьего предложения, перед голосованием проходили бы публичные дебаты, на которых мог бы выступить тот, в отношении которого голосуется консолидированная оппозиционная резолюция.

«Премьер-министр в этой ситуации имел бы право на обоснованный отказ, который должен быть публичным. Консолидированное требование об увольнении по каждому члену правительства могло бы выдвигаться не чаще, чем раз в четыре месяца. Если оппозиционные депутаты дважды в течение одного года единогласно выступали бы за отставку одного и того же члена правительства, вопрос передавался на рассмотрение президенту РК. Президент, с другой стороны, имел бы право отказать в увольнении члена правительства», — предлагает Абишев.

Если же против какого-то члена правительства трижды в течение полутора лет собиралась бы консолидированная позиция всех оппозиционных депутатов, он автоматически отстранялся от своей должности. Этот механизм, полагает казахстанский политолог, позволит оппозиции держать особенно неэффективных чиновников в тонусе, при этом, не допуская перманентного импичмента в отношении действующего правительства.

Предыстория вопроса о парламентской оппозиции

На данный момент в Казахстане работают шесть активно участвующих в политической жизни страны партий. Их них лишь три представлены в парламенте — правящая в стране партия «Nur Otan», демократическая партия Казахстана «Ак жол», Коммунистическая народная партия Казахстана. И три партии, которые не вошли в законодательный орган страны — общенациональная социал-демократическая партия, оппозиционная партия, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл», политическая партия «Бірлік».

Напомним, что ранее на втором заседании Национального совета общественного доверия, которое состоялось 20 декабря 2019 года, Касым-Жомарт Токаев поручил постепенно вносить правки в законы о партиях, о выборах и высказался о необходимости создания в Казахстане института парламентской оппозиции.

«Нам нужен институт парламентской оппозиции. Есть активные граждане, которые выражают свои мнения. Мы должны учитывать такие взгляды, общественное мнение. В связи с этим мы должны законодательно закрепить эти вопросы — именно политических меньшинств в парламенте. Например, представители другой партий, чтобы они были председателями комитетов в парламенте. Для этого мы должны развивать альтернативность законодательной власти», — сказал он.

Читайте также:

«От юриспруденции тут ничего нет»: дело Булата Бакауова разложили по полочкам

Узаконить в Казахстане: какие пошлины надо уплатить владельцам авто с иностранными номерами

Чиновникам Казахстана скоро придется доказывать законность своего имущества

Оппозиция в Парламенте нужна как воздух, считает Токаев

Кардинально новый закон о митингах примут в Казахстане

Вдвое снизят численный порог для регистрации партии в Казахстане

Дрожжи-триггеры для оппозиции: как перекроить парламент РК — обзор идей Дрожжи-триггеры для оппозиции: как перекроить парламент РК — обзор идей
Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан