Таяние мерзлоты из-за потепления климата может привести к выходу на поверхность частей древних экосистем, в том числе вирусов, сообщает VRK.News.
Как передает Франс-Пресс, тысячелетняя вечная мерзлота покрывает в Северном полушарии огромные пространства суши, протянувшись широким поясом, охватывающим Россию, Аляску и Канаду.
Слой вечной мерзлоты может достигать в некоторых местах сотен метров в глубину. Этот слой заключает в себе примерно в два раза больше углерода, чем вся атмосфера Земли. Это около 1,7 триллиона тонн в виде замороженных органических останков сгнивших растений и давно умерших животных.
При таянии вечной мерзлоты все эти органические останки нагреваются и разлагаются, высвобождая углекислый газ и метан. А вместе с ними наружу выходят скрывавшиеся сотни и тысячи лет болезнетворные бактерии и вирусы, не утратившие за время спячки свои жизненные силы.
Известен уже случай, когда в 2016 году на Крайнем Севере России оттаявшие трупы похороненных 70 лет назад северных оленей передали пасущимся стадам сибирскую язву.
Ученые предупреждают о возможности высвобождения спящих патогенов оспы при оттаивании старых могил.
Гигантский вирус Pithovirus sibericum, который спал в сибирской вечной мерзлоте более 30 000 лет, обнаружили ученые в 2014 году. Но к счастью, он оказался безвредным для современных людей.
Таяние вечной мерзлоты может стать благом для нефтяной и горнодобывающей промышленности, открывая для разработки труднодоступные запасы ископаемых ресурсов в Арктике. Но ученые предупреждают, что чересчур глубоко проникнув в недра, можно разбудить доселе неизвестные вирусы.
Как, в свою очередь, сообщил РИА Новости старший научный сотрудник Северо-восточной научно-экспериментальной станции в поселке Черском Тихоокеанского института географии ДВО РАН Сергей Давыдов.
"Более 10% территории нашей страны — это вечная мерзлота. Это породы, отложения, которые были заморожены миллионы лет назад. Соответственно, мы можем получить то, что было когда-то частью экосистемы. Была огромная мамонтовая экосистема с животными — мамонтами, овцебыками, шерстистыми носорогами, там были свои болезни. Это все было заморожено, а сейчас тает", — рассказал ученый.
Давыдов отметил, что исследователи находят новые вирусы, которые, "к счастью, на человека не обращают внимания".
Он отметил, что численность юкагиров — народа северо-восточной Сибири — в свое время сократилась из-за черной оспы, которая сопровождалась высокой смертностью.
"Не исключен факт, что где-то в мерзлоте оспа сохранилась. Эпидемии, которые были в прошлом, требуют изучения", — подчеркнул собеседник агентства.
Кроме того, как сообщил ученый, в останках мамонтов находили сибирскую язву.
Заместитель директора по науке института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, ведущий научный сотрудник международного научно-образовательного центра по биогеохимии и климатологии — BEST института естественных наук СВФУ Александр Федоров также подтвердил, что изменение климата в Якутии увеличивает риск высвобождения сибирской язвы из могильников и древних бактерий.
"Эта проблема оттаивания скотомогильников со спорами сибирской язвы была и до потепления климата. Русловые процессы в наших реках иногда вскрывали такие могильники. А с потеплением климата этот риск увеличивается намного больше", — предупредил он.
Кроме того, по мнению ученого, таяние вечной мерзлоты могут вызвать и другие проблемы.
"Многие бактерии высвобождаются с деградацией мерзлоты. Профессор Московского университета Анатолий Брушков много лет публикует в российской и якутской прессе о древних бактериях из якутской мерзлоты", — рассказал Федоров.
Читайте также:
Уже 49683 случаев коронавируса зарегистрировано в Казахстане
Онлайн-вызов врача при симптомах COVID — пошаговая инструкция Минздрава