Депутаты парламентской фракции «Народные коммунисты» выступают категорически против дистанционного образования в школах. По их мнению, такие меры направлены не на защиту здоровья детей, а на снятие ответственности со взрослых, сидящих в высоких кабинетах.
Как передает VRK.News, депутатский запрос фракции «Народные коммунисты» зачитала экс-директор школы и депутат Мажилиса Ирина Смирнова. Депутаты раскритиковали действия санитарных врачей и призвали вернуться к традиционному формату обучения в школах.
"Известные обстоятельства этого года вынудили перевести всю систему обучения на дистанционную форму обучения. Представлялось, что эта модель будет относительно временной. Однако вот уже пятый месяц и второй учебный год наше образование находится в оковах дистанционного формата", — выразила недоумение Смирнова, которая зачитала депутатский запрос на пленарном заседании нижней палаты Парламента..
В то время как все страны возвращают детей в школы, в Казахстане фактически срывают образовательный процесс — и это несмотря на то, что заболеваемость коронавирусом резко снизилась, а в школах достаточно медоборудования и защитных масок, перчаток, экранов для лица, чтобы минимизировать риск заражения.
Читайте в тему: Школьный регресс: общее образование в Казахстане опустилось ниже плинтуса
"Санитарные службы всех уровней, требуя осуществлять именно этот вид обучения (дистанционный), не могут и не стремятся доступно и аргументированно обосновать свои решения, а действуют безапелляционно, как правило, в принудительном, запретительном и санкционно-карательном формате", — отметила депутат.
Школы вооружены, но не открыты
Как указывают в обращении депутаты, Конституция Казахстана утверждает и гарантирует обязательность среднего образования и его бесплатность.
Депутаты напомнили, что Казахстан в своей истории пережил разные ситуации.
"Наша страна в своей истории переживала разные ситуации. Но всегда, во все времена, и в годы войны, разрухи, и во времена вспышек гораздо более страшных заболеваний, таких как тиф, чума, туберкулёз, школы никогда не закрывались и обучение всегда проводилось в его классическом виде — при соблюдении санитарных требований. Хотя обеспечить это в прежние времена было намного сложнее", — отметила депутат Ирина Смирнова.
Депутат констатировала, что сейчас, при наличии целого комплекса действенных мер безопасности: санитарных тоннелей, кварцевых ламп, очистителей воздуха, достаточного количества масок, санитайзеров, экранов для лица, мягких прозрачных перегородок между партами учебные заведения – по распоряжению санитарных служб Минздрава и региональных органов министерства образовании и науки — в большей своей части для школьников, учащихся и студентов закрыты.
Бездумная трата денег и ухудшение качества образования
Все это, по мнению работников сферы образования всех уровней, учителей, родителей, а также самих детей, в итоге привело к ряду проблем.
- Заметное снижение качества образования, эффективности обучения, усвоению знаний и уровня компетентности в целом по стране.
- Снижение уровня и содержания воспитательного процесса всех субъектов образования, социализации детей.
- Лишение детей и молодёжи различных социальных групп равенства в доступе к образованию, увеличению разрыва между разными слоями общества и их маргинализации.
- Закрытие школ, других учреждений, особенно дошкольного и среднего звена образования – к слову, вполне подготовленных и оборудованных – создало проблему стихийного и неуправляемого массового перетока учебно-воспитательного процесса и размещения детей в разного рода самодеятельных и сомнительных с позиций качества обучения, рисков для здоровья детей и неподконтрольных никакому мониторингу "продлёнках", центрах досуга и обучения, предшкольной подготовки и т.п., повысив всевозможные риски.
- Отсутствие различных форм обучения, как семейная, индивидуальная привело к переходу сотен учащихся Казахстана в такие структуры зарубежных стран.
- Бездумная, бессистемная и нескончаемой трате государственных средств на закупку различных технических средств, не синхронизированных друг с другом, разработку платформ, программных и иных инструментов, которые в итоге эффективно не работают, а огромные суммы народных денег оказываются просто выброшены на ветер.
- Лишение семей источников дохода, когда кто-то из родителей (а если это родитель только один, он же – и кормилец), вынужден вместо работы постоянно и неотлучно находиться рядом с ребёнком, сопровождая учебный процесс.
- Не предоставление помощи детям из малообеспеченных семей, число которых за последний период заметно увеличилось, в получении горячего питания, одежды, обуви, канц.товаров, в предоставлении возможности для отдыха и оздоровления, что ранее обеспечивалось за счёт средств фонда всеобуча.
Игнорирование международного опыта
Дистанционное обучение продолжают насаждать в нашей стране в пику диаметрально противоположным мерам в других странах, отметила депутат. Например, в традиционной форме учебный год начался в Германии, Франции, Великобритании, России, Китае и других странах.
"И что самое удивительное и парадоксальное дистанционное обучение насаждается даже в противовес рекомендациям ВОЗ", — подчеркнула Смирнова.
Санврачи как «вещь-в-себе»
Мажилисмены заметили, что санитарные службы всех уровней избавили себя от необходимости объяснять запреты и приводить доводы в пользу своих решений.
"Похоже, они ничуть не озабочены желанием воспитывать у юных и взрослых казахстанцев культуру и культ здорового образа жизни, разумных норм и мотивов поведения граждан в интересах своего здоровья и благополучия, а лишь защищают себя от любых реально возможных и надуманных последствий!" — заявила Смирнова.
По словам депутатов, санврачи снимают с себя любую ответственность за обеспечение действительной санитарной безопасности, медицинского локального реагирования, соблюдения эпидемиологических мер при возникшей или возникающей ситуации.
При этом разрушаются благосостояние, бизнес, рабочие места, обеспечение продуктовой и экономической безопасности, говорится в обращении.
Откройте школы!
Депутаты-коммунисты потребовали кардинально изменить подходы и перевести образование с дистанционного на обычный режим, при соблюдении санитарных норм.
От министерства образования и науки требуют обеспечить равный доступ к образованию для каждого ребенка, а не только из тех семей, которые обеспечены хорошим интернетом. Предоставить каждому учебному заведению свободу в соблюдении государственного стандарта самостоятельно, "без излишней регламентации и удушающего контроля", в соответствии с положениями Законов Республики Казахстан "О статусе педагога" и "Об образовании".
От министерства здравоохранения требуют обеспечить выполнение рекомендаций ВОЗ не только в части запретов и регламентаций, но и актуальных рекомендаций о локальном, точечном и своевременном и исчерпывающем реагировании на актуальные вызовы.
Минобразования ждет разрешения санврачей
Накануне Минобразования ответило на петицию родителей, которые также требуют вернуться к очной форме обучения.
"Как только санитарные врачи сообщат, что можно поэтапно переходить к традиционному формату обучения, мы этот процесс начнем. Администрация каждой школы составит соответствующее расписание. Всю информацию мы обязательно доведем до сведения детей и родителей", — прокомментировали в пресс-службе Минобразования.
Сейчас в школах в очном формате учатся ребята из начальных классов по заявлению родителей и дети из 2 969 малокомплектных школ.