Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Роскосмос ищет казахстанца-владельца космического корабля

Глава «Роскосмоса» пытается найти владельца орбитального корабля-ракетоплана «Буран», который хранится на Байконуре и принадлежит частному лицу из Казахстана.

Роскосмос ищет казахстанца-владельца космического корабля
Буран

Стало известно о том, что глава «Роскосмоса» пытается найти владельца орбитального корабля-ракетоплана «Буран», который хранится на Байконуре и принадлежит частному лицу из Казахстана. Об этом, как передает VRK.News, сообщил руководитель госкорпорации «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.

Как выяснилось, он принадлежит неизвестному частному лицу из Казахстана, рассказал Рогозин в Twitter.

"Оставшийся "Буран" принадлежит частному лицу из Казахстана. Такие вот дела. Я пытался забрать его, выкупить, но понять, кто стоит за его владельцем, пока не удалось. То же касается и стоящей в МИКе (монтажно-испытательном корпусе. - Прим. ред.) ракеты "Энергия-М", — написал глава "Роскосмоса" .

 

 

Речь идёт о втором лётном экземпляре корабля «Буран», который был на 95-97% подготовлен к полёту и в настоящее время хранится в монтажно-заправочном комплексе. Согласно имеющимся данным, этот корабль планировалось использовать для полёта к орбитальной станции «Мир» в 1991 году.

Напомним, первый и единственный космический полёт орбитального корабля-ракетоплана «Буран» состоялся 15 ноября 1988 года. Полёт проходил без экипажа на борту полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и соответствующего программного обеспечения (этот факт был внесён в книгу рекордов Гиннеса).

Продолжительность полёта составила 205 минут, за это время корабль успел дважды обогнуть Землю. В 2002 году «Буран», который летал в космос, был разрушен упавшей крышей монтажно-испытательного корпуса на космодроме Байконур.

Между тем, если вспомним историю, то в шесть утра 15 ноября 1988 года небо над стартовой площадкой № 110 космодрома Байконур озарилось яркой вспышкой. Огромная, словно 20-этажная башня, ракета "Энергия" с самым секретным многоразовым кораблём лениво оторвалась от стартового стола и под рёв ракетных двигателей устремилась в небо. Советский корабль "Буран", закреплённый на циклопических размеров ракете, стал пятой симфонией советской оборонной промышленности.

Как пишет Life.ru, для чего в действительности создавался "Буран", не говорили ни до начала программы, ни во время разработки, ни после первого полёта. Лишь 20 лет спустя завеса секретности пала и стало известно, что "Буран" — детище военно-промышленного комплекса, созданное ради одной цели и подчинённое одной задаче — доставить ядерное оружие прямо на голову американскому народу или украсть с орбиты любой объект, представляющий опасность или интерес для военных.

Советский челнок создавали с оглядкой на американские корабли Space Shuttle. Их, по словам NASA, строили для того, чтобы многоразовая космонавтика стала такой же обыденностью, как и поездка в супермаркет за газировкой. На деле, разумеется, ситуация была иной. Американцы создали многоразовые челноки с оглядкой на советские проекты. Многоразовые ракетопланы из СССР, как считали сотрудники третьего аналитического управления ЦРУ по военно-технической разведке, в перспективе могли выкрасть с орбиты любой американский спутник вместе с данными.

Но угля в топку советской космической программы подбросили не американцы, а сами советские учёные. Юрий Сихарулидзе, Дмитрий Охоцимский и Мстислав Келдыш провели математический анализ Space Shuttle и выяснили, что небольшой боковой манёвр позволяет кораблю сбросить на Москву или Ленинград атомный заряд почти любой мощности, вплоть до 50 мегатонн. После того как военным положили на стол докладную записку с выводами учёных, у тогдашнего министра обороны Устинова едва не случился сердечный приступ.

Позднее ряд свидетелей — один из руководителей программы "Энергия-Буран" и лётчики-испытатели — неоднократно рассказывали, что в 1985 году Space Shuttle совершил-таки "нырок" над Москвой и с высоты в 70 километров даже "просигналил" советским системам ПВО. Однако доказать эту историю никто так и не смог. Важно другое — к середине 80-х "советский ответ" Space Shuttle запаздывал, и два инцидента — возможный увод с орбиты станции "Салют-7" и тот самый "нырок" — стали катализаторами для ускорения работы над советским челноком.

Быстрее, больше, мощнее

Работа над "Бураном" шла тяжело. Сложностей добавляли не только требования заказчиков, но и абсолютная секретность, из-за которой почти никто не знал, над чем именно работает. Бывший инженер-математик, один из создателей управляющего компьютера корабля Валентин Пустовский вспоминает, что до последнего не понимал, над каким именно устройством будет работать его группа.

«Нам только озвучивали параметры, которых нужно достичь. Про то, что наши изделия — компьютеры и датчики будут установлены в космический корабль, мы даже подумать не могли. Узнали обо всём, наверное, через полгода или даже через год после первого пуска. Все были удивлены, мягко говоря», — рассказывает один из создателей корабля "Буран" Валентин Пустовский.

Всего над "Бураном" трудилось почти три миллиона человек — от математиков и химиков до сталелитейщиков, сварщиков и кладовщиков. Ни один советский проект не был настолько наукоёмким, сложным, тяжёлым в производстве и секретным одновременно. Трудность заключалась ещё и в том, что "Буран" при схожей аэродинамической схеме был крупнее и тяжелее американского "Шаттла" — если масса выводимой полезной нагрузки была примерно такой же, как у американского челнока и составляла 30 тонн, то возвращать с орбиты "Буран" мог даже крупногабаритные объекты, например, спутник или несколько спутников общей массой до 20 тонн. "Шаттл" мог доставить на Землю только 14 тонн груза с орбиты.

Упущенное время

К 1987 году, когда работы над "Бураном" были практически завершены, СССР уже изменился и политически, и экономически. Однако выполнить программу "Энергия-Буран" нужно было до конца, и никто, даже на самом высшем уровне, не решался прекратить работы над уникальной машиной. О гражданском использовании машины речи не шло.

Бывший сотрудник НИИ № 17, руководитель группы контроля специальных технических решений Виктор Соловьёв вспоминает, что стоимость программы "Энергия-Буран" на современные деньги составляла почти три триллиона рублей.

Битва титанов

Грохот и рокот, которыми сопровождался первый запуск "Бурана", стали последней, прощальной канонадой для космической программы некогда великой страны.

Считается, что команду на отказ и фактическое уничтожение программы отдал новый руководитель СССР Михаил Горбачёв, однако это не совсем так. Горбачёв, как и его предшественники, не решился закрыть программу "Энергия-Буран" сразу.

К тому же, советский космический челнок почти сразу после пуска назвали "космической ядерной бомбой".

Такое прозвище "советский Шаттл" получил не из-за возможности нести ядерное оружие, а из-за того, что аналитики ЦРУ уже через двое суток после пуска положили на стол Рейгана аналитическую записку, в которой "Буран" называли "единственной в мире системой, способной полностью нейтрализовать спутниковую группировку США и нанести неприемлемый ущерб вооруженным силам на большей части территории Америки".

Читайте также:

Хакер возглавит службу безопасности Twitter

Оскорбленный Навальный подал судебный иск к Пескову

Два сумасшедших брата убили 10 бродячих собак и кошек

Активист? Получи премию! — новая инициатива для молодых

Siri, Alexa и Алиса заговорят на казахском

Ертаева приговорили к 11 годам. Он напишет книгу о счастье

Если вас пытали полицейские — появилась подробная инструкция, что делать

Тасмагамбетов возвращается в политику

Роскосмос ищет казахстанца-владельца космического корабля Роскосмос ищет казахстанца-владельца космического корабля
Касыма Аманжолова 32 Z00Y4T8 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан

Информационное агентство «VRK News». Свидетельство о регистрации СМИ №15632-ИА выдано Комитетом связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан 04.11.2015 г.

Мы в соцсетях


Разработка: Webmarka
Информация про Казахстан: Новости
Услуги Qingdao Aston International Trade по торговому сотрудничеству с Китаем. Поставки в Казахстан и страны СНГ