Правительство Китая попросило Alibaba Group Holding Ltd продать свои медиа-активы, передает VRK.News.
Как считают эксперты Wall Street Journal, чиновники обеспокоены властью гигантской компании Джека Ма над общественным мнением в стране, по сути, политической властью.
Эти опасения основаны, например, на инциденте мая 2020 года, когда с платформы Weibo (китайского аналога Twitter) были удалены сообщения о внебрачной связи одного из высших руководителей Alibaba. Расследование китайского Управления киберпространства, интернет-регулятора КНР, показало, что Alibaba неоднократно вмешивалась в содержание постов на Weibo.
Активные обсуждения предложения по продаже активов идут с начала нынешнего года, после того, как китайские регуляторы осознали, насколько обширен список СМИ, находящихся во владении Alibaba. Правительство пока не указывает, какие точно активы должны быть проданы.
Перечень подконтрольных медиаактивов холдинга, основной бизнес которого находится в сфере онлайн-торговли, огромен и публично никогда полностью не оглашался. Точно есть доли в платформе Weibo и в нескольких популярных китайских цифровых и печатных новостных агентствах. Есть доля в старейшей и самой влиятельной англоязычной газете Гонконга — South China Morning Post.
Только стоимость публичных компаний в США, которые входят в список медиаактивов Alibaba, составляет более восьми миллиардов долларов (3,5 миллиарда долларов доли в Weibo Corp, 2,6 миллиарда долларов в Bilibili Inc, видеоплатформе, которая популярна среди китайской молодежи). Alibaba также создала партнерства с мощными государственными СМИ, такими как информационное агентство Синьхуа. Хотя компания называет себя пассивным инвестором, которого интересует только отработка технологических вопросов, чиновники могут рассматривать это направление как вызов власти коммунистической партии.
Это уже не первый шаг на пути конфронтации китайских властей со своей крупнейшей компаний «новой экономики». Китай сорвал планы выхода на биржу для Ant Group Co. — финансового центра холдинга, антимонопольный регулятор также готовится взимать гигантский штраф в 975 миллионов долларов за то, что он считает антиконкурентной практикой на торговых площадках Alibaba. Регулятор требует прекращения практики запрета торговцам продавать свои товары и на конкурирующих платформах.
Помимо СМИ и онлайн-торговли, холдинг создал также существенное по размерам развлекательное направление (в основном оно состоит из Alibaba Pictures Group и Youku Tudou Inc., одной из крупнейших китайских видеостриминговых платформ). К составу этого дивизиона у чиновников претензий нет.
Если вы уже запутались в том, сколько всего запретили, ограничили и предписали Alibaba и ее дочке Ant Group, для вас — краткий обзор событий последних месяцев.
Беды, которые сыпались на Alibaba
Интернет-финансы
- 24 октября: Джек Ма раскритиковал современную банковскую систему и меры регулирования, назвав их устаревшими.
- 2 ноября: Власти опубликовали проект правил работы интернет-компаний в сфере микрокредитования. Изменения обсуждались больше года, но дата публикации, вероятнее всего, была связана с выходом на IPO Ant Group.
- 2 ноября: В этот же день Джека Ма вызвали на встречу с представителями ряда ведомств, которые вынесли ему предупреждение об излишне быстром росте бизнеса Ant Group.
- 3 ноября: IPO Ant Group официально приостановлено.
- 3 февраля: Ant Group договорилась с регуляторами о реструктуризации. Весь бизнес Ant будет объединен в холдинг и станет регулироваться по правилам для финансового сектора. IPO может состояться после реструктуризации.
- 12 марта: CEO Ant Group уходит со своего поста.
- 16 марта: После месяцев неопределенности и большого разброса мнений о стоимости компании инвесторы оценивают Ant Group в 200 миллиардов долларов — на треть дешевле прогнозов перед несостоявшимся IPO.
Электронная коммерция
- 10 ноября: За день до Дня холостяка, самой массовой ежегодной онлайн-распродажи, власти анонсировали закон об антимонопольном регулировании электронной коммерции. Акции ключевых компаний сектора, включая Alibaba, JD.com и Meituan упали, даже несмотря на предстоящую распродажу, которая в очередной раз стала рекордной.
- 13 декабря: Alibaba оштрафована на 500 тысяч юаней за увеличение своей доли в ритейл-компании Intime Retail Group без одобрения регулирующих органов
- 24 декабря: Начато антимонопольное расследование против Alibaba. Основная претензия: запрет продавцам размещаться на конкурирующих платформах электронной коммерции.
- 11 марта: Регуляторы хотят выписать Alibaba рекордный штраф в размере около миллиарда долларов по антимонопольному делу
Медиа и реклама
- 16 марта: Власти требуют от Alibaba продать ряд активов в медиа-сфере. Среди инвестиций компании Джека Ма: крупнейшая гонконгская газета SCMP, финансовый медиаконгломерат Shanghai Media Group, сервис микроблогов Weibo и видеохостинг Bilibili.
- 16 марта: Сегодня же UC Browser, принадлежащий Alibaba, оказался удален из магазинов приложений в Китае. Перед этим на государственном телеканале приложение было раскритиковано за вводящую в заблуждение рекламу внутри браузера.
Какие выводы можно сделать из всей этой истории?
Во-первых, как мы уже отмечали, все эти наказания — не эксклюзивная мера, направленная против Alibaba. Компания, безусловно, стала показательным примером и в силу своего размера, и из-за неудачных заявлений своего основателя, однако политика властей не ограничится наказанием только бизнеса Джека Ма. Об этом говорят и штрафы, под которые попали Tencent, Baidu и другие компании, и системность пересмотра законов, которые будут задавать единые для всех правила игры в ряде отраслей онлайн-бизнеса. Показательно, что недавние призывы главы Tencent жестче регулировать онлайн-бизнес не уберегли его самого от штрафа в полмиллиона юаней буквально через несколько дней.
Во-вторых, регулирование IT-гигантов в Китае, скорее всего, будет учитывать экосистемный подход. В отличие от европейских и некоторых американских чиновников, идеалом для которых является разделение крупных монополий, в Китае такого не происходит. До сих пор все антимонопольные дела против «тройки BAT» и других крупных компаний приводили лишь к штрафам, но не к отмене сделок M&A или предписаниям продавать активы. Известные пока исключения лишь подтверждают правило.
Так, в случае с реструктуризацией Ant Group финансовые риски, очевидно, значительно превысили любые возможные синергетические эффекты группы. В свою очередь, продажа медиа-активов Alibaba не повлияет на синергию экосистемы продуктов компании и связана скорее с болезненным для властей вопросом цензуры и влияния на редакционную политику.