Всемирный экономический форум (ВЭФ) совместно с крупнейшими центральными банками представил руководство, определяющее преимущества и риски государственной цифровой валюты (CBDC, Central Bank Digital Currency), передает VRK.News.
Технически CBDC — это новая форма денег центрального (национального) банка, предназначенная для использования в качестве законного платежного средства. Эксперты считают, что такое руководство будет полезным для дальнейшего исследования и развертывания цифровой валюты в Казахстане.
Консолидированный опыт Давоса
Как сообщил ВЭФ, такое руководство поможет центральным банкам понять, стоит ли им заниматься разработкой собственной криптовалюты, а также осознать ее преимущества. При создании документа ВЭФ взаимодействовал с регуляторами, центральными банками, международными организациями и специалистами из 40 различных учреждений.
Эксперты считают, что такое руководство будет полезным для дальнейшего исследования и развертывания цифровой валюты. Так, глава Банка Таиланда Виратай Сантипрабхоб с удовлетворением отметил, что его организация добилась значительных успехов в реализации собственной CBDC, которая называется Project Inthanon. В свою очередь, глава Центрального банка Бахрейна Рашид М. Аль-Марадж объявил, что учреждение, которым он руководит, будет пилотировать инструментарий ВЭФ, заверив, что «мы надеемся адаптироваться к изменениям в четвертой промышленной революции».
В документе под названием Central Bank Digital Currency Policy‑Maker Toolkit подробно описаны возможные варианты использования криптовалюты ЦБ, а также ее преимущества и недостатки. К примеру, стейблкоин от ЦБ может повысить эффективность международных переводов, сократить издержки, обеспечить прозрачный контроль и снизить риски, связанные с контрагентами. Однако криптовалюта ЦБ может оказаться бесполезной для тех стран, где уже есть эффективная система расчетов. Более того, в документе перечислены риски, которые должны учитываться центральными банками при внедрении государственных криптовалют, например, отказ от услуг коммерческих банков, что может снизить их прибыль и возможность выдачи кредитов.
Население ждет цифровых платежей
В руководстве ВЭФ государственные криптовалюты разделены на три категории: розничная, оптовая и гибридная.
Розничная категория позволяет обычным пользователям или нефинансовым организациям иметь счета в цифровой валюте. Государственные криптовалюты представляют собой электронную систему, предоставляющую доступ к резерву центрального банка, такими цифровыми валютами могут пользоваться банки и другие финансовые учреждения для совершения межбанковских операций и сделок с ценными бумагами.
Что касается гибридных криптовалют ЦБ, они позволяют финансовым организациям, не имеющим доступа к депозитным средствам центрального банка, хранить в нем резервы. ВЭФ считает, что криптовалюты ЦБ улучшат меры защиты и мониторинг этих организаций, а также повысят эффективность взаимодействия с различными платежными системами.
В руководстве присутствует пояснение, что в случае выпуска криптовалют ЦБ на основе блокчейна, центральные банки смогут полностью контролировать выпуск цифровой валюты, а также делегировать подтверждение транзакции более децентрализованной сети, участниками которой станут регулируемые финансовые органы, или остаться единственным проверяющим узлом.
Глобальные усилия и дискуссии вокруг развития CBDC становятся все более распространенными.
Многие считают, что стабильные монеты — и в частности, либра от Facebook — послужили сигналом обсепокоенности для центральных банков, чтобы понять, что в цифровую эпоху население ожидает дешевых и мгновенных цифровых платежей.
Кто готовится к переходу на CBDC
Представленное руководство для центральных банков по управлению национальными цифровыми валютами вызвало немалый интерес, поскольку многие государства стремятся в ближайшем будущем создать собственные версии CBDC.
Ближе всего к выпуску цифровой национальной валюты сейчас Китай. В конце прошлого года стало известно, что цифровой юань уже даже готов к пилотным испытаниям.
Япония тоже решила не отставать от трендов. Члены правящей либерально-демократической партии страны начали работу над предложением по выпуску цифровой иены. Примечательно, что к процессу разработки CBDC может быть привлечен частный сектор.
Крупнейшая экономика мира – Соединенные Штаты Америки – всегда с опаской относилась к «оцифровке» доллара, поскольку полагала, что это может подорвать его статус валюты-убежища. Однако в этом месяце бывший председатель Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) Кристофер Джанкарло сообщил о создании исследовательского центра Digital Dollar Fundation. По его словам, это некоммерческая организация, занимающаяся изучением возможностей и перспектив цифрового доллара США. Проект получил поддержку от международной консалтинговой компании Accenture, с которой планировал сотрудничать центральный банк Швеции при создании цифровой шведской кроны.
Среди других стран, оценивающих перспективы создания CBDC, можно отметить Палестину, которая хочет заменить национальной цифровой валютой израильский шекель.
Еще одной страной, планирующей «оцифровать» национальную валюту, является Турция. Она в целом очень активно интересуется криптовалютами и блокчейном и даже планирует стать новым криптохабом.
Возможность выпуска национальных цифровых валют рассматривают также правительства и центральные банки таких государств как Индия, Канада, Россия, Эстония, Иран, Швеция, Маршалловы острова, Сингапур и Египет. Что касается Украины, то Национальный банк еще в 2017 году анонсировал запуск криптогривны на блокчейне, но инициатива до сих пор не реализована.
Казахстан готов к созданию национальной крипты
Отметим, что 31 января, выступая на форуме «Digital Almaty: цифровое будущее глобальной экономики», премьер-министр Казахстана Аскар Мамин сообщил, что совместно со Всемирным экономическим форумом (ВЭФ) достигнута договоренность о запуске Центра четвертой промышленной революции ВЭФ на базе Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) в Нур-Султане. Запуск ожидается до конца текущего года. А это значит, что возможно, будут начаты работы и по созданию государственной криптовалюты Казахстана.
Полтора года назад, 2 июля 2018 года, глава МФЦА Кайрат Келимбетов, выступая на пресс-конференции в правительстве, уже заявлял о том, именно МФЦА станет пилотной зоной для тестирования блокчейн-технологий.
"Что касается криптовалют, есть определенные правила игры. Эти правила игры в пилотной зоне, и, кстати, у нас с Нацбанком и правительством есть чёткое понимание, что именно МФЦА может стать пилотной платформой не только для Казахстана, но и в целом региона, где будут тестироваться те или иные блокчейн-технологии, и где будет понятное регулирование вопроса использования криптовалют. В этом смысле сама идея МФЦА как международной платформы является идеальным основанием для любых пилотных программ", — сказал тогда Келимбетов.
До этого, в апреле 2018 года, со стороны предыдущего главы Национального банка РК Данияра Акишева высказывались прямо противоположные мнения о том, что криптовалюту в стране нужно запретить. К счастью, до этого не дошло. Многие страны склоняются к необходимости создания государственный криптовалют, включая такие государства как Китай и Индию.
Очевидно, что выполнение госпрограммы "Цифровой Казахстан" также подразумевает использование блокчейн-технологий во множестве сфер экономики. Сегодня страны используют разные подходы и решения по регулированию и развитию блокчейн и криптотехнологий. Очевидным является одно — блокчейн-технологии и неразрывно связанные с ними криптовалюты рассматриваются экспертами как еще одна стадия научно-технической, а возможно и финансовой революции.