Чем грозит Казахстану столь масштабное падение цен на нефть, насколько опасна ситуация на рынке, как долго продлится такое положение и каким будет курс доллара? На эти непростые вопросы ответил независимый казахстанский экономист Алмас Чукин.
Выпускник МГУ им. Ломоносова, в 90-х Алмас Чукин работал на госдолжностях в Кыргызстане, после 1997 года оставил госслужбу и перешел на работу в бизнес-структуры Казахстана. Сегодня он является управляющим директором и членом совета директоров крупной инвесткомпании Visor Holding. В списке его предыдущих должностей — топовые управляющие позиции в таких организациях, как "Халык банк", Compass Asset Management JSC, Kazyna Capital Management.
Агентство VRK.News публикует его анализ и прогноз критической ситуации, которая сложилась в мировой экономике, а также то, чего ожидать Казахстану.
***
Просьба пристегнуть ремни, мы входим в зону турбулентности. Ничего страшного, но сложно — и не хорошо, но и не плохо. Просто история нам даёт новый шанс — вопрос сумеем ли мы им правильно воспользоваться?
Что произошло и происходит в мире?
Конечно, самая серьёзная угроза и неожиданная — это появление новой версии коронавируса. Но об этом позже… Просто перечислю ключевые вещи, которые показывают смену исторических и экономических циклов.
Первое. После вчерашнего кровопролития на рынке нефти можно смело сказать, что самый длинный в истории 20-21 веков цикл подъёма завершился. Мир рос без спадов (рецессий) 127 месяцев. Предыдущий рекорд — ровно 10 лет или 120 месяцев с марта 1991 по март 2001 года — побит.
Конечно, может ещё рано делать окончательные выводы, и может быть на один квартал дóльше рост продлится. Мы ещё не закончили первый квартал этого года. Но в четвёртом квартале 2019 Япония, Италия и Франция среди крупных стран уже «ушли в минус». Чтобы свалить весь ВВП мира в «минус» надо постараться. Эксперты обещали миру в этом году +2.5% роста.
Второе. Конец фазы экономического цикла под названием «подъём» означает наступление «спада/рецессии» (это два квартала подряд отрицательного цифр роста. После чего происходит переход в депрессию и поиск «дна». Это теория.
Третье. Коронавирус добавил неопределённости в положение вещей, может быть эта история продлится и год-два, а может и дольше. Но гораздо важнее вируса, это завершение очередного товарного суперцикла, и возможно последнего суперцикла на памяти человечества.
Развитие экономики требует увеличенного потребления ресурсов от энергии до материалов. Так было всегда. И товарные циклы развивались с запозданием и длились дольше, чем обычные экономические. Дело в том, что рост спроса на какой-нибудь металл не приводит к увеличению его производства. Сначала растёт цена, потом начинаются инвестиции в разведку и добычу, через несколько лет наращивается производство, цена падает, и так далее.
Мы дожили до конца супер-цикла высоких цен на ресурсы, который длился с 1996 года. И тут перед нами маячит новая реальность — рост экономики без роста потребления ресурсов. Она прежде всего показала себя в энергетике. Благодаря росту эффективности и энергосбережению мир постепенно переходит к модели роста без роста энергопотребления. Кроме того, рост энергетики происходит в основном за счёт ВИЭ, что сокращает спрос на уголь, газ и нефть.
Мало этого, так ещё пропадает и источник роста. В 1990-е годы мы получали дивиденды конца холодной войны. В строй рыночных стран влилось пол-Европы и весь бывший СССР и его друзья в Африке, Азии и Латинской Америке. Нулевые годы стали активной фазой развития Китая, достаточно сказать, что Китай пересел на автомобили и купил их аж 200 миллионов штук, обогнав по этому показателю США. На горизонте мало что осталось. Немножко есть надежда на Индию и Азию. Мало надежд на Африку. Некому потреблять. Некому дать импульс рынку.
Таким образом, для страны с преимущественно сырьевым экспортом внешняя среда раз и навсегда поменялась в худшую сторону.
Ожидать бурного роста цен на ресурсы и возобновления мирового роста ни в ближайшие годы, ни в дальние — не стоит. Население стареет и сокращается повсеместно. По всем прикидкам нам светит максимум 2-3% роста мира в ближайшие десятилетия.
Что произошло и будет происходить с экономикой Казахстана?
Читайте в тему: Рост малого бизнеса как на дрожжах — фикция. Просто специалистов оформляют как ИП
В силу разных причин — диверсификации экономики, ухода от сырьевой зависимости за все эти годы не произошло. Можно сказать, что пройден тяжёлый процесс отмирания индустриальных кусков СССР, которые находились на территории страны. Что-то выжило и развилось, большая часть закрылась. Относительно неплохо развилась пищевая промышленность. Есть позитив в строительстве, инфраструктуре, сервисах и транспорте. Восстановлен в нормальном виде банковский сектор. Есть политическая стабильность и происходит транзит.
То есть, в общем и целом, средние успехи страны, которая занимает где-то средние позиции в мире. Основу внутренней экономики, составляют, так называемые, неторгуемые отрасли.
Есть вещи, которые нельзя ни экспортировать, ни импортировать. Местные материалы, местные услуги, местные продавцы — они неторгуемые, они нужны только здесь и сейчас.
Поэтому, если смотреть на положение вещей с очень высокой точки — всё должно быть примерно так же. Не сильно хуже, но и не лучше. Запасы Нацфонда, а также, по сути, очень низкий госдолг и относительно сбалансированный бюджет позволяют не сильно переживать за ближайшие 4-5 лет.
Читайте в тему: ОПЕК+ провалился. Удар по сланцу и шанс Казахстана
Так оно и будет, до поры до времени. Рост экономики в 2-3% не позволит достичь чего-то серьёзного в плане роста от нынешних скромных доходов среднего человека. По статистике, средний доход сегодня около 270 долларов, прибавка в 6-9 долларов в месяц (3%) на ежегодной основе даст только 500 долларов к 2040 году, а это 20 лет.
Что необходимо? Инвестиции и либерализация экономики. Никто ничего лучше и эффективнее не придумал. Во всех успешных странах люди улучшают свою страну через более производительный труд и инвестиции в человеческий и технический капитал.
Что будет с курсом тенге?
Курс валюты очень важен для страны, и не только потому, что он прямо влияет на инфляцию и уровень реальных доходов граждан. На валюту покупается техника и технологии для развития производства. Если местная валюта чересчур быстро теряет свою стоимость, то инвестиции становятся дорогими. То, что у нас сейчас плавающий курс — это большое достижение, цена денег — лучший регулятор экономики.
Читайте в тему: Доллар подорожал до 410 тенге
Мне кажется, нынешняя паника скоро уляжется.
В конце концов, у нас же есть парадокс Нацфонда или наш вариант бюджетного правила. Когда ситуация ухудшается, идут вливания из Нацфонда, а он в долларах, значит, идёт продажа долларов на рынке. Контр-девальвационная мера получается.
Кроме того, население беднеет и это автоматом приводит к снижению спроса на доллары, так как падает импорт.
Однако, тот факт, что цена практически на все наши сырьевые товары упала и долго не восстановится, означает, что нам всё-таки надо беречь валютные запасы.
В мире доллар дешевеет, а у нас дорожает пока. Я думаю, что мы перешли в коридор 385-395 и будем жить с этой реальностью теперь.
И ещё один прогноз. Мне кажется, или реально, но мы начинаем отрываться от связки тенге/рубль, всё-таки тенге/доллар будет доминировать, поскольку то, что происходит в экономике России уже совсем не похоже на то, куда идут тренды здесь.
Читайте также
Проблемы дольщиков Нур-Султана решат в 2020 году
Правительство и Нацбанк сообщили о предпринятых антикризисных мерах
Двухэтажное общежитие сгорело в Нур-Султане. Подробности, видео
Без паники. Ценовая война — это выстрел в голову нефтеэкспортерам — эксперты
Казахстан изменил акценты во внешней политике
Токаев поручил разработать антикризисный план действий