Ущерб Казахстану из-за ограничения экспорта нефти по причине поломки наливного оборудования Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Черном море оценивается в 100-150 миллиардов тенге (это около 220-330 миллионов долларов). Об этом, как передает VRKNews.kz, заявил в правительстве министр финансов республики Ерулан Жамаубаев.
"Точную цифру на данном этапе пока никто не может сказать, поскольку всё зависит от того, за какой срок исправят эти нарушения и будут ли дальше какие-то санкционные меры, а так пока оцениваем в пределах 100–150 миллиардов тенге", — сказал министр.
Терминалы КТК в Новороссийске — главные ворота для выхода казахстанской нефти на рынки Европы и Северной Америки. Мощность магистрали составляет 67 млн т нефти в год. В случае ее остановки американским и европейским потребителям придется либо искать новых поставщиков, либо Казахстану понадобится переводить свои потоки на маршрут нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, а это займет много времени.
Напомним, что на прошлой неделе, 15 апреля солидная делегация казахстанских нефтяников прилетела в Москву, чтобы обсудить ситуацию с остановкой КТК и прояснить для себя перспективу своих дальнейших действий. Отечественные нефтяники встретились с генеральным директором КТК Николаем Горбанем, который "обрадовал" тем, что по состоянию на 14 апреля 2022 года капитаном порта Новороссийск было выдано аж 107 штормовых предупреждений.
Оптимизма поубавилось
Между тем, еще дюжину дней назад министр Акчулаков был настроен более оптимистично и уверял общественность республики, что ремонтные работы на КТК, согласно информации российской стороны, должны завершиться к середине апреля и за этот срок потери Казахстана будут не столько значительны. Однако сроки ремонтных работ не то что затягиваются, но и как бы особо не начинались даже. Ранее Акчулаков заявлял, что будет надеется на улучшение ситуации до 15 апреля.
"Однако, интересно то, что шторм никак не влияет на работу терминала Шесхарис, находящегося рядом с терминалом КТК", — интригующе заявил глава Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.
Но это его мнение. Консорциум же говорит, что подготовка к ремонту всё же проводится.
"По состоянию на 18.04.2022 года осуществлена промывка систем ВПУ-2 и 3 для подготовки к дальнейшему ремонту", — сообщает консорциум о промывке выносных причальных устройств.
Об этом было сказано на упомянутой встрече в Москве, где министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков и гендиректор Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) Николай Горбань обсудили ход и возможные сроки завершения работ по ремонту систем выносных причальных устройств. Кроме того, обсуждались вопросы поставок иностранных комплектующих для оборудования и сооружений морского терминала консорциума в целях обеспечения безаварийной и ритмичной перевалки нефти. Горбань в ходе встречи отметил, что в 2021 году морской терминал осуществлял одновременную отгрузку с двух ВПУ в течение 48 процентов эксплуатационного времени в штатном режиме. В остальные периоды отгрузка осуществлялась через одно ВПУ — в зависимости от погодных условий, времени подхода танкеров и плановых ремонтов.
Что за авария приключилась на КТК?
Как сообщалось, 21 и 22 марта 2022 года после периода неблагоприятных погодных условий обнаружены неисправности оборудования ВПУ-3 и ВПУ-2. На третьем выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов, на втором — повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава. Оба устройства остаются выведенными из эксплуатации.
ВПУ-1 после приостановки работы, по результатам инспекции, введено в эксплуатацию 24 марта 2022 года. В связи с заполненностью резервуарных парков и невозможностью одновременной работы двух ВПУ консорциум вынужден был принимать нефть от грузоотправителей на сниженных режимах. Власти Казахстана отмечали, что ремонт может продлиться до конца апреля.КТК — международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана и ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тысячи километров и мощностью 67 миллионов тонн нефти в год. В систему поступает сырье в основном с крупных месторождений Западного Казахстана, а также от российских производителей, и затем переваливается в порту близ Новороссийска. На долю казахстанских грузоотправителей приходится около 80% объема транспортировки.
Акционерами КТК являются: Российская Федерация (24% в управлении "Транснефти" (MOEX: TRNF), 7% на балансе) — 31%, Казахстан (представленный "Казмунайгазом" — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) — 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.Отгрузка нефти на морском терминале КТК в феврале 2022 года составила 5,47 млн тонн (+2,2% к январю-2022).